Главное экономическое событие года.
Департамент экономического развития и торговли (ДЭРиТ) Ивановской области провел 1 февраля итоговую коллегию. Из всех уже прошедших коллегий правительственных департаментов эта была самая помпезная. В ее работе приняли участие губернатор Коньков, первый вице-премьер Куликов, профильный вице-премьер Давлетова, председатель комитета по экономике Ивановской областной думы Ефремов, председатель бюджетного комитета Думы Сидорина.
При этом ДЭРиТ – одна из самых никчемных правительственных структур. Бюджет всего 70 миллионов рублей, из которых 31 миллион – это содержание чиновников. Никакого сравнения с департаментами финансов, образования, здравоохранения, дорожного хозяйства, где миллиардные бюджеты, реальные полномочия и ответственность.
Тем и привлекателен департамент экономического развития – можно просто поговорить.
Стоит, конечно, возразить, мол, департамент экономики определяет экономическую политику, разрабатывает прогнозы, на основе которых формируется бюджет региона. В этом его значимость.
Однако же логика событий, которые следуют за составлением прогноза и формированием бюджета, так изменяет даже самое недалекое будущее, что от прогнозов не остается и следа. И еще ни одно обязательство не исполнялось волею ДЭРиТ, а не размеров прибыли предприятий или федеральных дотаций.
Понятно, что дело не в этом департаменте, а в том, как областная власть в самом широком смысле этого слова, включая муниципалитеты, может влиять на экономические процессы в регионе.
В пресс-релизе областного правительства, посвященном столь серьезному заседанию, цитируются именно эти слова губернатора, очевидно, самые важные, толковые и наполненные экономической конкретикой:
«Безусловно, в ходе исполнения областного бюджета мы будем изыскивать дополнительные средства, прежде всего, на поддержку малого бизнеса. Именно в нем вижу залог успеха экономики региона. В первую очередь, жду практических шагов – сокращения сроков подключения к сетям, ускорения оформления земельных вопросов, вопросов собственности для предпринимателей. Это те проблемы, которые сегодня более других препятствуют развитию малого бизнеса».
Собственно, лучше и не скажешь.
Также Коньков поставил задачи главам муниципалитетов – внимательнее относиться к потребностям малого бизнеса на своих территориях и установить постоянный мониторинг ситуации на ведущих предприятиях.
В арсенале любой власти есть, по большому счету, два инструмента влияния на экономику. Это бюджет и правила игры.
Правила игры – наш конек, наш, в смысле, ивановский. Проходят годы, меняются губернаторы, наша нормативно-правовая база становится все лучше, условия для инвесторов все привлекательнее, административные барьеры все ниже, институциональные, извините за выражение, условия все благоприятнее.
При этом реально мы движемся как будто в обратном направлении. Поэтому данный инструмент следует все-таки вычеркнуть из списка эффективных. Понимаем, что есть важная функция власти – «поговорить». Она реализуется, в том числе, через ДЭРиТ. Слава Богу, что обходится всего в 70 миллионов рублей в год.
Второй инструмент – бюджет. Величайшее достижение нашей власти это «социально ориентированный бюджет». Ключевая фраза, которая демонстрирует эффективность и достижения власти: «Несмотря ни на что, нам удалось сохранить бюджет социально ориентированным».
Более бессмысленной фразы, точнее прямой противоположности пафоса и того, что за этим скрывается, невозможно и придумать.
«Социально ориентированный бюджет» – это эвфемизм, фигура речи, как хотите назовите, которые означают, что имеющихся финансовых ресурсов едва хватает только на то, чтобы исполнять государственные и муниципальные полномочия, определяемые существующими законами и другими нормативными актами. То есть на выплату социальных пособий и зарплат бюджетникам, на содержание бюджетных учреждений и органов власти, уборку улиц, выравнивание тарифов и тому подобное.
Это, конечно, тоже экономика, поскольку губернатор, мэр и учитель, получающие зарплату из бюджета, тратят ее, а малый и прочий бизнес, получая от них эти деньги, платит себе зарплату и налоги. Почти натуральное хозяйство в финансовом смысле.
Набор полномочий строго определен. «Социально ориентированный бюджет» означает, что кроме выполнения полномочий у вас больше никаких возможностей нет. Поэтому не имеет значения, кто, например, у нас губернатор. Хоть обезьяну поставь: она прекрасно справится, но даже одного лишнего банана не купит, потому что в департаменте финансов уже все расписали.
Дабы хоть как-то выбраться из этого замкнутого порочного круга бюджетной предопределенности придумали программно-целевой метод формирования бюджетов. Идея заключается в том, чтобы идти, якобы, не от расходов, а от целей и задач, которых необходимо достичь, и только на это тратить бюджетные средства.
Совершеннейшее вранье. Причем, вранье это не самое страшное, плохо, что это самообман. Теперь нужно дополнительно извращаться, чтобы обыкновенную смету расходов представить таким образом, будто бы это программа.
По сути же ничего не изменилось. Есть набор четко определенных обязательств в виде количества работников, больных, котельных и т.д. Только теперь вы в шапке пишете красиво: «Наша цель – коммунизм», ну или «капитализм». А дальше расписываете, что коммунизм-капитализм это две ставки уборщицы, без которых ну совсем уж никак больница не обойдется. И называете все это программой развития здравоохранения Ивановской области.
Итак, бюджет – тоже не инструмент. Но других инструментов у нас больше нет. Зато есть ДЭРиТ.
Как в том анекдоте про колхоз имени Рабиндраната Тагора: слова вроде приличные, но уж больно на «…твою мать!» похоже.