Правительство региона сдаст в концессию систему комплексной безопасности и мониторинга дорожного движения в Ивановской области.
Постановлением правительства Ивановской области утвержден порядок формирования и утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Данный перечень поручено формировать департаменту экономического развития и торговли Ивановской области.
Перечень утверждается распоряжением правительства ежегодно в срок до 1 февраля. При этом перечень информационный, то есть отсутствие в нем какого-либо объекта не является препятствием к заключению концессионного соглашения (договора) в случае, если возникнет такая потребность или возможность.
Распоряжением правительства Ивановской области от 29 января 2016 года утвержден первый перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Пока в нем только один объект: «Элементы обустройства автомобильных дорог – система комплексной безопасности и мониторинга дорожного движения в Ивановской области».
Здесь нужно пояснить, что такое концессия и в чем ее отличие от аренды. Аренда всегда предполагает наличие готового объекта, а также осуществление платежей вне зависимости от того используется ли арендованное имущество.
Концессионный договор предполагает создание нового объекта, который переходит в собственность того, кто объявил концессию. В нашем случае – в собственность правительства Ивановской области. При этом объект концессии должен работать и надлежащим образом эксплуатироваться концессионером.
Таким образом, объект в концессионном перечне «Элементы обустройства автомобильных дорог – система комплексной безопасности и мониторинга дорожного движения в Ивановской области» в настоящий момент не существует. Он должен быть создан концессионером, передан в собственность области и эксплуатироваться концессионером в течение длительного периода времени – ориентировочно 10 лет.
В соответствии с распоряжением правительства, в рамках концессионного соглашения по данному объекту должны быть выполнены следующие виды работ:
«Создание на территории Ивановской области системы комплексной безопасности и мониторинга дорожного движения, состоящей из движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, технологически связанных между собой, предназначенной для контроля за дорожным движением и фиксации нарушений правил дорожного движения и правил перевозки грузов с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи».
Проще говоря, речь идет о создании пунктов автоматического весового контроля. Нарушения, связанные с правилами перевозки грузов в части превышения максимальных ограничений по весу, наносят серьезный ущерб дорогам и, соответственно, бюджетам.
С данной работой Ивановская область несколько запаздывает. Во многих регионах такие концессии уже заключены, системы автоматического мониторинга разрабатываются или уже вводятся в строй. Это приведет к тому, что большегрузный транспорт пойдет в обход дорог с автоматическими системами контроля через регионы, где таких систем нет.
С учетом штрафов, а также полного запрета на проезд с превышением веса, дополнительное расстояния для большегрузных автомобилей будет далеко не определяющим фактором, то есть поедут в любой объезд, делая любой крюк.
Возврат инвестиций концессионеру будет осуществляться за счет бюджета, также как и оплата работы по эксплуатации системы. Впрочем, в связи с введением системы «Платон» возможны некие варианты или более сложные схемы.
Очевидно, что условия, при которых плательщиком или гарантом платежей выступает бюджет, чрезвычайно выгодны и удобны любому инвестору. Поэтому можно предположить высокий интерес к заключению концессионного соглашения со стороны потенциальных концессионеров.
Технические характеристики объекта и условия концессии пока неизвестны. Они будут содержаться в конкурсной документации, которая должна быть опубликована на сайте госзакупок.