Обновленная Стратегия развития Ивановской области на период до 2020 года дает полное представление о ее разработчиках. Что делать с Ивановской областью по-прежнему непонятно.
Правительство региона утвердило 4 июня 2015 года новую Стратегию социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года.
С учетом дат, стратегией этот документ назвать сложно: скорее, это среднесрочная программа развития. За пять лет невозможно добиться реализации стратегических целей в масштабах региона. Можно реализовать отдельные стратегическое задачи или проекты. Если говорить о Стратегии, то ее нужно начинать разрабатывать сегодня с прицелом на 2025–2030 годы.
Однако ценность этого документа неоспорима. Во-первых, многострадальную новую ивановскую Стратегию писали более двух лет. Задачу поставил еще Мень, Коньков озаботился ею дополнительно, как только возглавил регион в том же 2013 году. Одно это уже вызывает интерес и уважение. Во-вторых, если что-то названо стратегией, даже если оно стратегией не является, должно сосредоточить и явить гражданам и элитам Разум и Дух действующей ивановской власти и еще нечто сакральное, дающее возможность понять ее (власти) отношение к себе и миру.
С первых строк разработчики бьют наповал: «Стратегия построена исходя из природно-рекреационного потенциала Ивановской области». То есть промышленного и интеллектуального потенциалов уже нет, остался только курортный. Может, кто-то перепутал и подсунул Конькову на подпись стратегию развития Краснодарского края? Но, к сожалению, нет.
Основные проблемы.
Межрегиональная дифференциация. Показатель среднедушевого валового регионального продукта (ВРП) в Ивановской области демонстрирует стабильную тенденцию значительного отставания от ряда соседних регионов. Аналогичная ситуация прослеживается и с уровнем среднедушевых доходов.
Демографическое развитие и использование человеческого капитала. В Ивановской области сохраняется тенденция естественной убыли населения, уменьшается численность населения трудоспособного возраста. Ежегодно увеличивается демографическая нагрузка на каждого жителя области трудоспособного возраста, что во многом определяет значительные вложения бюджетных средств в систему социальной защиты населения.
Инвестиционное развитие. Ивановская область характеризуется пониженным уровнем инвестиционной привлекательности. Пониженный уровень инвестиционного потенциала характерен как для природно-ресурсной, финансовой, производственной сфер, так и для потребительской сферы. Это приводит в целом к недостаточному объему и динамике инвестиций, к низкому коэффициенту обновления основных фондов и к недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе.
Промышленность. Как и вся экономика региона, промышленность испытывает значительную нехватку инвестиций. Низкая конкурентоспособность приводит к отсутствию стабильного спроса на производимую продукцию. Ситуация усугубляется высокими импортными пошлинами и налогами на импортируемые компоненты производства, высокими и растущими тарифами на электрическую энергию, коммунальные услуги.
Сельское хозяйство. АПК Ивановской области свойственно среди прочего неустойчивость сельхозпроизводства в целом, что обусловлено как природными условиями, так и экономической составляющей.
Туризм и рекреация. В отрасли наблюдается нехватка инвестиций в развитие гостиничной сети. Отсутствует система комплексной поддержки развития туризма со стороны исполнительных органов государственной власти Ивановской области.
Инфраструктура. Ввиду недостатка инвестиций в развитие инженерной и дорожной инфраструктуры в Ивановской области наблюдается значительный износ оборудования в тепло-, энергоснабжении, износ инженерных сетей, водопровода и канализации, низкий технический уровень автомобильных дорог, низкая пропускная способность автомобильных дорог.
Ивановская область почти не играет роли в участии Российской Федерации в международном разделении труда, и выпускаемая на ее территории продукция, за исключением продукции нескольких предприятий, не востребована и, следовательно, имеет низкий уровень конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Сценарии развития.
Интенсивный сценарий характеризуется тем, что стратегически перспективные отрасли реального сектора экономики должны развиваться темпами в 2-3 раза выше существующих. Наращивание эффективности может быть обеспечено крупным мегапроектом кластерного типа. В отличие от других регионов в пользу реалистичности международных проектов на территории Ивановской области свидетельствует несколько факторов, таких как сильная базовая промышленная структура, сконцентрированный опыт в стратегических отраслях, система подготовки кадров, специализированная научная база, удачная география региона.
Консервативный сценарий будет реализован в случае, если системные намерения правительства Ивановской области не будут реализованы по причине непреодолимых факторов. При этом формирующиеся условия будут способствовать развитию текстильного производства, машиностроения и металлообработки, сельского хозяйства и туристической индустрии. Можно ожидать стабильного роста основных показателей экономического развития, повышения качества жизни населения. Вероятным будет уменьшение федеральных дотаций. Будет постепенно оформляться областная инновационная система, способствующая капитализации научно-промышленных разработок научно-исследовательских институтов и вузов Ивановской области, а также внедрению передовых разработок в производства, расположенные на территории Ивановской области.
Миссия региона – инновационно-индустриальный регион, международный центр дизайна и торговли товарами легкой промышленности, университетская территория.
Общая стратегическая цель – повышение качества жизни населения региона до уровня не ниже среднего по ЦФО.
В перечне целевых показателей очень понравилась фраза: «реконструкция автомобильной дороги Иваново–Кохма (2013–2014 годы)».
В тексте документа общее число туристов (как одна из стратегических задач) в Ивановской области указывается по-разному: то 1,4 миллиона, то 1,6 миллиона, причем вне связи со сценариями развития, видимо, корректор текст не вычитывал.
В тексте Стратегии даже адрес Ф. Энгельса не изменен на Шереметевский проспект. Вообще, такое впечатление, что, кроме меня полностью документ никто не читал – даже губернатор, который поставил подпись под этим потоком сознания. Кое-что я уж сам поправил: например, заменил «коворгинг-центр» на коворкинг.
При этом настоятельно рекомендую всем прочесть приложение «Перечень одобренных Межведомственным советом по размещению производительных сил и инвестиций на территории Ивановской области инвестиционных проектов». Получите большое удовольствие от искреннего удивления.
В заключение перечень перспективных (амбициозных) проектов:
1. Межвузовский инновационный центр образования, исследований и услуг (на научно-исследовательской и образовательной базе ВУЗов региона);
2. Научно-производственный центр кластерного развития региона;
3. Форсайт-проект «Эффективная региональная инновационная система»;
4. Фонд инвестиций в текстильную промышленность Ивановской области;
5. Формирование кластера индустрии моды «Умный текстиль – Дизайн – Масс-маркет»;
6. Специализированный частно-государственный текстильный технопарк;
7. «Новая жизнь заводов» — техническое и технологическое перевооружение машиностроительного комплекса региона (заводы «Автокран», «ПСК», Шуйский машиностроительный завод, Майдаковский завод, Вичугский машиностроительный завод);
8. Дифференциация номенклатуры выпускаемых изделий ООО «Стандартпласт», увеличение поставок автокомпонентов на сборочные российские и иностранные автозаводы;
9. «Скоростное железнодорожное сообщение по маршруту «Иваново – Москва – Иваново»;
10. Жилому дому – стандарт «пять звезд»;
11. Региональный бизнес-инкубатор;
12. Комплексный проект «Умный дом»;
13. ГИС – геоинформационная система Ивановской области;
14. «Путешествие по Губернии»;
15. «Электронный муниципалитет»;
16. «Ваш Индекс Лучшей Жизни» — интерактивный социологический проект;
17. Российский научно-технической форум творческой молодежи в г. Плесе;
18. Выход на нулевой уровень естественной убыли населения;
19. Завершение капитальных ремонтов во всех учреждениях здравоохранения, 100%-ая информатизация отрасли здравоохранения;
20. Создание эффективной системы взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающей высокое качество образовательных услуг, профессиональной ориентации и удовлетворение потребностей регионального рынка труда;
21. Создание коворкинг-центров в городах Ивановской области;
22. Гуманитарно-экономическая школа-пансион в г. Плесе;
23. Всемирный фестиваль молодежи.