Фрагменты доклада заместителя председателя регионального правительства по экономике Светланы Давлетовой на заседании правительства, посвященном обсуждению проекта бюджета Ивановской области на 2017 год (текстовая и графическая части).
– Исходные условия для прогнозирования в текущем году остаются весьма сложными. Имеются в виду и санкции, и ограничения в доступе к иностранному капиталу и технологиям, и другие политически мотивированные действия, нестабильное положение на потребительском рынке. Поэтому прогноз, по понятным причинам, составлять сложно.
Для Ивановского региона, отличающегося своей моноструктурностью промышленности, сложная экономическая ситуация оказалась вдвойне трудной, так как она обусловлена рецессией не только в отдельных отраслях промышленности, но и в торговле, темпы роста которой в последние годы всегда превышали среднероссийские показатели.
Хочу отметить, что ситуация в экономике начала меняться и в настоящее время ее можно охарактеризовать, как постепенное сглаживание экономического спада.
Весь период с начала года растет промышленное производство. Существенно снизилась инфляция: прошлый год мы закончили с цифрой 17%, за 9 месяцев т.г. инфляция сложилась на уровне 7,4%.
Однако по ряду основных экономических показателей в течение текущего года продолжалось снижение.
Больше всего беспокоит плохая динамика инвестиций, строительной отрасли и потребительского сектора экономики.
На снижение объема инвестиций оказали влияние негативные тенденции в экономике, проявившиеся еще в конце 2014 года и сохранившиеся в 2015 году, в результате чего многие инвестиционные проекты были приостановлены ввиду невозможности привлечения кредитных ресурсов, роста цен на строительные материалы, оборудование, промышленное сырье, при этом цены на реализацию производимой продукции росли меньшими темпами из-за снижения спроса на нее.
В 2016 году продолжается снижение оборота розничной торговли, который является одним из главных локомотивов роста, что связано со сложившейся нестабильной финансово-экономической ситуацией на потребительском рынке.
Положительное влияние на развитие торговой отрасли в Ивановской области окажет реализация новых инвестиционных проектов, расширение сетевого бизнеса и развитие малого предпринимательства в торговой отрасли.
Реализация антикризисных мер (особенно в части оказания мер поддержки субъектам экономики) и стратегических направлений развития экономики, определенных Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, позволит в прогнозируемом периоде обеспечить постепенное восстановление экономического роста в регионе.
Начиная с 2017 года, мы ожидаем восстановление основных факторов экономического роста, то есть потребительского спроса через рост доходов населения и инвестиционного спроса. На это направлена, в частности, и наша политика импортозамещения, и политика сдерживания тарифов естественных монополий, проводимая Правительством Российской Федерации.
Прогноз исходит из того, что в 2017 году рост промышленности составит 1,6%, продукции сельского хозяйства – 1,7%, объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» – 1,5%, ввода жилья – 5,5%, розничного товарооборота – 1,1%. Инфляция (декабрь к декабрю предыдущего года) прогнозируется на уровне 5,5%.
Основным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие Ивановской области, остается ВРП. Основными составляющими экономического роста региона и отраслями, наполняющими областной бюджет остаются промышленность, торговля, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь.
Доля данных секторов экономики в структуре ВРП составляет более 50%, динамика их развития и обеспечивает рост или снижение ВРП.
В связи с ожидаемым умеренным ростом данных секторов экономики рост ВРП прогнозируется в 2017 году – на 0,6%, а в 2018–2019 годах – на 1,9% и 2,2% соответственно. В 2017–2019 годах прогнозируется рост промышленного производства в пределах от 1,6% до 2%.
Предполагаем, что розничный товарооборот будет расти в прогнозируемом периоде умеренными темпами от 1,4% до 3%, что будет оказывать позитивное влияние на рост экономики в целом.
По объему платных услуг населению в 2017–2019 годах также ожидается рост в пределах от 1,2% до 3,8%.
В 2019 году прогнозные значения инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) не превысят 4,5%. Соответственно, данные значения прогноза по инфляции оказывают влияние и на прогноз среднемесячной заработной платы, доходов населения, а, следовательно, и на рост потребительского спроса населения, оборота розничной торговли и потребительских услуг.
Прогнозные значения среднемесячной заработной платы составят от 22,4 тыс рублей в 2017 году до 24,9 тыс рублей в 2019 году.
Бюджетообразующим показателем прогноза является прибыль прибыльных организаций. В 2017 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется в сумме 10 млрд рублей с ростом к текущему году на 4%.
В 2018–2019 годах в связи с ожидаемым улучшением состояния экономики региона прогнозируется рост прибыли на 5,1% и 6,2% соответственно.
Также одним из основных факторов, позволяющих улучшить ситуацию с экономическим ростом в 2017 и двух последующих годах, является активизация инвестиционной деятельности.
Мы предполагаем, что на фоне снижения объема инвестиций в текущем году объем инвестиций в 2017 году составит порядка 35 млрд рублей, что выше уровня 2016 года в сопоставимых ценах на 15,5%.
Высокий рост объема инвестиций, в основном, связан с реализацией крупного инвестиционного проекта по строительству комплекса по производству ПЭТФ с общим объемом инвестиций в прогнозируемом трехлетнем периоде порядка 19 млрд рублей.
В 2018–2019 годах объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования оценивается на уровне 42–49 млрд рублей с ростом к предыдущему году на 11,5 – 8,8% соответственно.
Создание комфортных условий для инвесторов остается одной из первостепенных задач, над которой нам предстоит работать и в перспективе.
Сегодня предпринимаются попытки запустить в работу новые инструменты стимулирования инвестиционной активности. Совместно с Ивановской областной думой и бизнес сообществом подготовлен региональный закон о промышленности, где фигурирует норма о возможности заключения в регионе специальных инвестиционных контрактов, позволяющих получить «льготную» ставку налога на прибыль, вплоть до обнуления. Готовятся соответствующий порядок и изменения в закон о налоге на прибыль.
В заключение хочу сказать, что бюджет, который мы сегодня рассматриваем, – это ключевой инструмент не только социальной, но и экономической политики. Все наши усилия в перспективе будут направлены на решение главной цели – восстановление роста экономики, от которого напрямую зависит наполняемость доходной части бюджета Ивановской области.