Неустойчивое балансирование ивановской бюджетной системы – это многолетний тренд, обусловленный не только объективными причинами и низкими ценами на нефть.
В последний рабочий день прошлого, 2016 года губернатор Коньков подписал постановление об утверждении новой редакции государственной программы «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области».
Смысл программы в поддержании размера государственного долга Ивановской области в пределах ограничений, предусмотренных федеральным законодательством.
Отношение госдолга к собственным доходам областного бюджета растет уже в течение длительного времени. Динамика по годам следующая (отношение госдолга без учета бюджетных кредитов к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений):
– 2011 год – 39,4 процента
– 2012 год – 42,8 процента
– 2013 год – 58,6 процента
– 2014 год – 58,4 процента
– 2015 год – 85,9 процента
– 2016 год – 61,2 процента.
Снижение уровня 2016 года объясняется замещением банковских кредитов бюджетными. Общий размер госдолга при этом продолжил рост.
Бюджетный кредит в размере почти 5 млрд рублей, который область получила в ноябре 2016 года, кардинально не улучшает ситуацию с расходами на обслуживание госдолга.
Если в 2016 году на эти цели было предусмотрено 1,718 млрд рублей, то в 2017 году ненамного меньше – 1,636 млрд рублей.
В программе говорится о том, что рост госдолга Ивановской области обусловлен мировым финансово-экономическим кризисом. Это не совсем так.
В 2011 году Ивановская область взяла кредит в 750 млн рублей на аферу с «Ивановским бройлером». Эти деньги, по сути, похищены их бюджета, и стали первым крупным пополнением госдолга Ивановской области.
В 2012 году один миллиард рублей из областного бюджета был потрачен на строительство транспортной развязки в чистом поле в рамках мифического «Восточного обхода».
В 2013 году губернатор Мень, готовясь покинуть Ивановскую область, ударно наращивал расходы бюджета за счет увеличения госдолга, с целью улучшить показатели социально-экономического развития региона.
Это ему удалось, а в последующие годы все искусственно надутые показатели вернулись на свое место. Только стали еще хуже, так как теперь приходится расплачиваться за бездарное управление всех предыдущих лет.
Госдолг Ивановской области достиг предела, который не позволяет региональному правительству привлекать дополнительное финансирование в необходимых объемах. Бюджет хотя и сформирован формально по программному методу, однако реально представляет собой всего лишь смету расходов.