Чтобы обеспечить легитимность в целом, а победа Конькова совершенно не при чем – так уж вышло, что он стал губернатором по воле народа.
На судебном заседании 14 марта 2017 года бывший первый заместитель председателя правительства Ивановской области по внутренней политике Андрей Кабанов, обвиняемый в получении взятки в особо крупном размере, признался в совершении другого проступка, трактовав его как решение важных государственных задач. В частности, Кабанов заявил (цитируется по «1000инф»):
«Они хранились в комнате отдыха моего кабинета. Себе из них я ничего не присваивал. Все эти деньги были потрачены на оплату социологических исследований, направленных на выявление политической обстановки и предвыборного самочувствия населения в регионе. На них было потрачено восемь миллионов рублей…
Все переданные средства были потрачены на цели, связанные с проведением легитимных демократических выборов, но напрямую с исполнением мной служебных обязанностей связаны не были. Полагаю, что во многом результатом именно такой моей подготовительной работы стали выборы губернатора Ивановской области, которые прошли открыто, без «чернухи», при высокой явке избирателей…
Начиная с мая 2014 года было проведено четыре ежемесячных исследования, а также экспресс-замеры в начале сентября 2014 года, экзитпол в день выборов, мониторинги СМИ, что и было предусмотрено техническим заданием. Стоимость работ была определена в 8 миллионов рублей, она была отражена в договоре, заключенном между мной и Барклянским…».
Оплату выполненных работ Андрей Кабанов осуществил сразу же после выборов губернатора, на которых, как многие еще помнят, победил Павел Коньков. Кабанов передал 8 млн рублей, которые находились в черном непрозрачном полиэтиленовом пакете, посреднику в кафе «Шекспир».
Статья 141.1. Уголовного кодекса РФ «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании…» считает преступлением и предусматривает наказание за «расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда».
Под результатами на выборах понимается не только победа того или иного кандидата, а также явка – абсолютное и относительное число избирателей, принявших участие в голосовании. То есть именно то, что ставит себе в заслугу Андрей Кабанов. Хотя, под определенным результатом Уголовный кодекс подразумевает, скорее всего, результат в пользу того или иного кандидата. Кабанов же говорит о легитимности выборов в целом.
Это все довольно сомнительно, конечно. Однако уголовная и судебная практика по делам о выборах настолько мала, то есть мелка и однобока, что утверждать уверенно, есть ли в действиях Кабанова состав преступления невозможно.
Сейчас же его судят совсем за другое, хотя деньги те же самые, но как бы разные обстоятельства.
Есть и другой не менее любопытный нюанс.
В соответствии с региональным законом «О выборах губернатора Ивановской области», снятие кандидата с выборов, отмена или отказ в регистрации для участия в выборах предусмотрены за «использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда» или за «превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов предельной суммы всех расходов из избирательного фонда».
Максимальный размер избирательного фонда кандидата в губернаторы Ивановской области в соответствии с тем же законом, составляет 50 млн рублей.
Таким образом, если рассматривать действия Кабанова не как государственного деятеля, а как сторонника кандидата Павла Конькова, бывшего на тот момент плюс ко всему еще и его прямым начальником, то 8 млн рублей вполне достаточно, чтобы признать выборы не только нелегитимными, но и отменить их итоги. Причем, на основании областного закона о выборах губернатора.
Ведь сам же Кабанов заявил, что «Все переданные средства были потрачены на цели, связанные с проведением легитимных демократических выборов, но напрямую с исполнением мной служебных обязанностей связаны не были».
Если это были не служебные обязанности, то какие?
Наша политическая система и правоприменительная практика не соответствуют достаточно высокому уровню законодательства в части организации и проведения выборов. Возможно, именно поэтому наши выборы – это, как правило, фарс при наличии соответствующей законодательно установленной ответственности.
Понятно, что это нонсенс, который не может длиться вечно и который, наверное, когда-нибудь закончится. А чтобы он закончился быстрее – об этом следует говорить и постоянно напоминать гражданам о нынешней беспощадной борьбе за «легитимность» на выборах всех уровней.