Призрак бродит по Европе – призрак фэшинизма.
27 августа в Плесе завершился форсайт-кэмп по созданию рынка FashionNet. Креативные индустрии МКФ-2021. По его итогам был принят манифест «Участников первого российского отраслевого форсайт-кэмпа «FashionNet. Креативные индустрии. Международный креативный фестиваль 2021».
Кому лень продираться сквозь набор слов хоть к какому-то смыслу, но кто хотел бы иметь некоторое понятие о заявленном в манифесте, предварительно выделю «ивановскую» составляющую:
– создание в Ивановской области межрегионального центра компетенций по технологиям моды (включая, но не ограничиваясь, разработкой новых материалов, анализом лучших мировых практик подготовки специалистов, переподготовки преподавателей российских вузов)
– создание масштабированной модели ФешнХабов с пилотом в Иванове
– представление результатов Форсайт-кэмпа и стратегических инициатив на форуме «Золотое кольцо» в Плесе в сентябре, на Неделях моды в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге
– открытие первой фабрики будущего в области моды в Фурманове
– внедрение в 2018 году практики защиты дипломов и магистерских диссертаций в форме стартапов в вузах Ивановской области, Москве и других городах России.
А теперь манифест целиком:
Преамбула
Участники первого российского отраслевого Форсайт-кэмпа FashionNet и креативных индустрий, собравшего единомышленников из числа носителей «гена НТИ» («Научно-техническая инициатива», проект также под эгидой АСИ, в настоящее время в перечень рынков НТИ рынок FashionNet не входит – ред.) признают перечисленные ниже вызовы, ценности и направления развития и обязуются прилагать все усилия, опыт и ресурсы для достижения желаемого образа будущего рынка FashionNet.
Руководствуясь принципами профессионализма, доверия, уважения и любви к своему делу, участники Форсайт-кэмпа FashionNet договорились о следующем:
Миссия и ценности
Поиск идей и смыслов, которые станут основой технологического прорыва страны в условиях смены экономического уклада и обеспечат конкурентоспособность отечественной экономики.
Понимание, что только открытость, готовность к сотрудничеству и ответственность за результаты своей деятельности могут консолидировать игроков отечественной индустрии моды и легкой промышленности для выполнения миссии страны по захвату лидерства на глобальном рынке.
Вызовы индустрии моды и легкой промышленности
– Цифровизация экономики
– Виртуализация и кастомизация потребления и производства товаров моды
– Расширение сферы потребления товаров моды как части креативных индустрий, формирующих глобальные стили жизни
– Зависимость отечественной легкой промышленности от импортных сырья, технологий и машиностроения в рамках уходящего технологического уклада.
Желаемый образ будущего
Завтра рынок индустрии моды, как и другие рынки, на 90% перейдет в цифру, пользователь будет предъявлять кардинально иные требования к продукту и скорости его получения, и поэтому:
– на массовом рынке основные функции дизайна будут заменены IT-решениями и включением потребителя в процесс дизайна, соавторство и творческие коллаборации, пользовательскую докастомизацию на основе цифрового следа
– демократизация дизайна в массовом сегменте приведет к смене сути деятельности и задачи дизайнерских брендов и дизайнеров, которые станут медиа-генераторами новых смыслов и трендов (при общем уменьшении числа занятых в области дизайна),
– что потребует, чтобы культура дизайна стала одной из ключевых компетенций для создания комфортной среды человека и профессий будущего, которым готовят со школьной скамьи
– это позволит пользователю самостоятельно быстро и просто формировать свой запрос, максимально подстроив его под стиль жизни, состояние здоровья, и получить продукт там, где и когда ему это необходимо,
– что обеспечивается широкой распределенной сетью технологических ячеек «шаговой доступности»,
– которые взаимодействуют друг с другом и пользователями на открытых кроссплатформенных решениях, с использованием цифрового следа человека,
– позволяющих любому самозанятому лицу, малому и среднему предприятию (и дизайнеру, и производителю) сразу работать на весь мир.
– Образ продукта будущего формируется новыми технологиями, виртуальной культурой и «цифровыми тропами».
– В паттернах потребления превалируют кастомизация, функциональность, модульность и при этом универсальность изделий и возможностей модификации.
– Покупка в «один клик» основывается на экономике аккаунтов, исполнение запросов потребителей в области стиля жизни происходит почти мгновенно.
– Сбор и анализ больших данных жизни, поведения и предпочтений пользователя становится основой для создания нового продукта.
– Искусственный интеллект будет активно применяться для анализа потребительского опыта, впечатлений и ощущений и позволять персонифицировать товарные предложения.
– Интеллектуальные системы цифровой культуры сформируют новые бизнес-модели.
– Сменятся модели логистики: с перевозки готового продукта на распространение по точкам локализации материалов, компонентов продукта и цифровых моделей товаров.
Направления и приоритеты развития
Мир будущего сместит акценты рынка на пользовательский дизайн и исключительную смысловую роль дизайнеров бренда.
Производство преобразуется в единичное или малосерийное на базе ИТ-решений, виртуальной культуры, что приведет к радикальной смене системы разделения труда и будет выражено в:
– создании цифровой экосистемы для индустрии моды на основе цифрового следа пользователя
– сетевом взаимодействии множества технологических ячеек на базе открытых платформенных решений для участников рынка FashionNet
– разработке передовых технологий для цифрового дизайна и производства
– разработке умных материалов и продуктов с заданными свойствами под качественно новый запрос пользователя на функциональность вещей
– активном введении в оборот химических волокон на базе нефте- и газохимии
– раскрытии новых свойств натуральных материалов, которые, в сочетании с прорывными технологиями, позволят создавать продукты будущего
– уходе от производственных операций на основе изготовления текстиля и пошива
– рассмотрении отходов как источника нового сырья для товаров моды.
Призыв к действию
Проекты, предложенные в ходе Форсайт-кэмпа, работают на разных уровнях – от регионального до мирового – и адресуются широкому кругу субъектов.
Органам государственной власти
– совершенствование нормативно-правовой базы и создание комфортной юрисдикции для развития бизнеса в логике FashionNet, применение ИТ-решений вместо законодательства и процедур согласований
– перевод регистрации результатов интеллектуальной деятельности, авторских прав и креатива в цифровую регистрацию вместо патентных бюрократизированных процедур
– создание и развитие инфраструктуры для стимулирования инновационной активности бизнеса в логике FashionNet
– развитие инструментов налогового и иного стимулирования для реального сектора экономики, задействованного в создании глобально конкурентоспособного продукта и сервиса на рынке FashionNet
Бизнес-сообществу
– достижение договоренностей предпринимателей, видящих себя в рынках будущего в захвате сегментов на новых fashion-рынках
– включение широкого круга заинтересованных бизнесов в создание IT-платформенных решений
– форматирование крупных и средних предприятий индустрии моды и стиля жизни в технологические компании, конкурирующие на мировом рынке
– трансформация офлайн-торговли под тенденцию перехода бизнеса в интернет, внедрение иных форм использования площадей, включая ту инфраструктуру рынка FashionNet, которую в каждый конкретный момент времени будет обременительно размещать в домохозяйствах или отдельных производствах и технологических центрах использование исторического потенциала большого числа посетителей для маркетинга нового бизнеса и креативных проектов
– объединение для разработки новых материалов и технологии их производства (создание сырьевой базы нового поколения)
– включение малых и средних предприятий в сеть технологических ячеек
– проведение работ по обеспечению широкого доступа к технологическому оборудованию (недозагруженному), находящемуся на балансе самых разных организаций
– создание открытых моделей взаимодействия и развития, появление новых брендов с разными участниками создания продуктов и индивидуальными схемами монетизации по каждому товару.
Образовательным и научным организациям
– создание центра изучения и трансляции лучших мировых практик подготовки специалистов в области fashion
– создание акселератора в области Fashion&Retail&Lifestyle, который будет партнером образовательных программ профильных вузов
– разработка образовательных программ по культуре дизайна для школы
– развитие в сотрудничестве с движением «Молодые профессионалы» направлений FutureSkills в области фэшн (технологии дизайна) и DigitalSkills и соревнований для школьников в рамках JuniorSkills.
СМИ и социальным медиа
– приглашение на работу по формированию нового языка рынков будущего
– включение в разработку образовательных и популяризационных программ по дизайну, проектированию, производству в индустрии моды.
Дизайнерам
– изучение и освоение новых потребительских ниш
– развитие новых компетенций, необходимых для создания новых продуктов, работы с новыми материалами на рынке FashionNet
– включение в коллаборации с технологическими ячейками и технологическими компаниями, автоматизированными сервисами производства и логистики, в первую очередь через интернет
– работа на IT-платформах и в социальных сетях в качестве медиа-генераторов новых смыслов и трендов.
Приглашаем заинтересованные стороны к созданию новых глобально конкурентоспособных российских продуктов и сервисов на формирующемся рынке будущего – FashionNet.
Конкретные шаги в заявленном направлении:
– учреждение отраслевого союза FashionNet, принципиально открытого для вхождения новых членов
– развитие и сопровождение проектов, представленных участниками Форсайт-кэмпа
– имплементация новых направлений и проектных инициатив, разработанных в ходе Форсайт-кэмпа в дорожную карту рынка FashionNet
– создание открытого программного комитета подготовки Международного креативного фестиваля – 2021, который в нашем понимании является акселератором акселераторов и крупнейший мировой площадкой презентаций в области нового рынка моды и стиля жизни
– создание в Ивановской области межрегионального центра компетенций по технологиям моды (включая, но не ограничиваясь, разработкой новых материалов, анализом лучших мировых практик подготовки специалистов, переподготовки преподавателей российских вузов)
– создание масштабированной модели ФешнХабов с пилотом в городе Иваново
– инициация корпоративных чемпионатов по технологиям моды
– популяризация идей и представлений о рынке FashionNet
– представление результатов Форсайт-кэмпа и стратегических инициатив на форуме «Золотое кольцо», на Неделях моды в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге
– открытие первой фабрики будущего в области моды в городе Фурманове (Ивановская область)
– внедрение в 2018 году практики защиты дипломов и магистерских диссертаций в форме стартапов в вузах Ивановской области, Москве и других городах России.