Экономика и политика

Еще одна жемчужина

Губернаторы, как пароходы – гудят и уходят.

Врио губернатора Станислав Воскресенский 28 ноября возил руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова в Кинешму. Там и сказал, что «Кинешма – это наша жемчужина. Я буду уделять особое внимание ее развитию. Сегодня можно говорить о предварительных договоренностях с компанией «Водоходъ» и Ростуризмом. Это значит, что я буду заниматься Кинешмой в особом порядке».

До сих пор волжской жемчужиной у нас был только Плес. Но это меневская вотчина, тем более, скорее уже не вотчина, а проваленная явка. У Воскресенского жемчуг покрупнее будет.

Всуе помянутый «Водоходъ» – это крупнейший теплоходный оператор в России. Основной владелец – кипрский офшор «Волга-Балтик Круиз Лайнс Лимитед». Ну, это нормально, даже хорошо.

Предварительные договоренности с «Водоходом» означают, что, начиная со следующей навигации, теплоходы, скорее всего, будут причаливать в Кинешемском речном порту. Сейчас они в Кинешму не заходят вовсе.

Воскресенский озвучил главе Ростуризма Сафонову идею объединения Плеса и Кинешмы в единый туристский кластер. Тот обещал подумать. Впрочем, что ему думать, ситуация с туристскими кластерами очень простая.

Есть федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы). Та самая, плесской частью которой сейчас, по всей видимости, сильно интересуется центральный аппарат ФСБ. Регионы разрабатывают собственные прожекты, подают заявку в Ростуризм, и если все нормально, то получают деньги, которые как могут осваивают.

По-прежнему уверен, что туризм как бизнес в России возможен только в Крыму и Краснодарском крае, но о бизнесе на самом деле никто по большому счету и не говорит. Всех интересует именно освоение дармовых денег из бюджета. И в этом плане очень многое зависит от региональных властей.

Правда, действие текущей федеральной программы развития туризма заканчивается в следующем году. Бюджеты давно сверстаны. Поэтому, как минимум год, Кинешма, конечно же, никаких денег на туризм, а точнее, развитие обеспечивающей инфраструктуры не получит.

А будет ли новая программа, и если будет, то в каком виде сейчас никто не скажет. Глава Ростуризма Сафонов пока только пообещал, что «на период 2019–2024 годов мы будем планировать дальнейшее развитие туристского кластера. Будет разрабатываться проектно-сметная документация, будем планировать выделение федеральных денежных средств».

Очевидно, что Воскресенский не стал изобретать велосипед, а пошел верной дорогой Михаила Меня – тянуть деньги из федерального центра. Для Ивановской области это единственная успешная стратегия. Все разговоры про частные инвестиции – в пользу бедных.

Да, могут быть какие-то локальные успехи, например, все тот же пресловутый комбинат синтетического волокна. Но даже его полная, существующая только в головах реализация почти никак не скажется на ситуации в Ивановской области. Текущее положение и экономический потенциал региона настолько низки по сравнению с соседями, что любое вложение денег в ивановский край – это рубль затрат на копейку выгоды.

Поэтому для любого ивановского губернатора, чей срок по определению короток в контексте длительности объективных социально-экономических циклов, есть только один путь – максимально возможное окучивание федеральных средств здесь и сейчас по любым направлениям.

Была бы в стране федеральная программа развития космонавтики с региональным аспектом, нам и в ней надо было бы участвовать. И в куче других.

Не в качестве упрека Воскресенскому, но как ковшик холодной воды мечтателям. Ничего в Ивановской области не будет никогда. Никакого развития. Будем всегда плестись в хвосте, перебиваясь на подачки из Москвы. Поезд не просто ушел, он не пришел. Все глобальные тренды область пропустила еще в советские годы. Два последних десятка лет отставание и негативные тенденции лишь закрепили.

И не надо про ивановские вузы, которые то ли локомотив, то ли наше преимущество. Это миф, вернее откровенная сказка. Любой университет – это вещь в себе, не связанная с местом нахождения. Те регионы или кластеры, где нужны специалисты – покупают их. В прямом и переносном смыслах.

Это было про туризм. Как в том анекдоте: «Хотел попросить передать соль, а вырвалось: ты, мне … всю жизнь испортила!».

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем