Экономика и политика

Антимонопольное управление выявило картельный сговор с участием департамента здравоохранения Ивановской области

Поставщики оборудования узнали о предстоящей сделке раньше, чем заказчики – больницы Ивановской области. Координатором при реализации схемы картельного сговора выступил главный врач ивановской городской больницы № 7, депутат городской думы Артур Фокин.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области завершило 18 января 2018 года рассмотрение дела о картельном (антиконкурентном) соглашении между департаментом здравоохранения Ивановской области, ООО «Медитех» (г. Иваново), ООО «Елсмед Хелскер Солюшнз» («ЕХС», г. Москва), ООО «Прайд Лайн» (г. Москва), ИП Мишаниной (г. Иваново).

Речь идет о заключении государственного контракта по аренде 20 аппаратов ультразвукового сканирования для 19 больниц Ивановской области в марте 2016 года. С заявлением о проведении антимонопольного расследования в Ивановское УФАС в июне 2017 года обратились представители Народного фронта.

Ивановское антимонопольное управление установило, что в 2015 году департамент здравоохранения Ивановской области (руководитель Светлана Романчук, в отношении нее возбуждено уголовное дело) поручил главному врачу ивановской горбольницы № 7 (Артур Фокин, на днях уволенный с должности начальника департамента здравоохранения и вернувшийся в больницу) «руководить организацией процесса подготовки к аукциону, а также провести работу по поиску потенциальных поставщиков медицинского оборудования для нужд будущих заказчиков».

Таким образом, департамент поручил ГКБ № 7 координировать действия и поставщиков, и будущих заказчиков по достижению определенных целей: приобрести услуги по аренде конкретного аппарата – ClearVue 550 фирмы Philips.

Как пояснил на заседании комиссии УФАС Артур Фокин, к моменту обсуждения вопроса в департаменте, он был уже знаком со многими участниками рынка медицинского оборудования, в том числе с ООО «ЕХС», ООО «Медитех» и другими.

В декабре 2015 года Фокин на одной из выставок встретился с представителем ООО «ЕХС» и рассказал ему о предстоящей закупке, обозначил необходимую модель и максимальную стоимость на услуги аренды систем. От имени департамента он также обратился к поставщику с просьбой подготовить коммерческое предложение для больниц Ивановской области. На основании данной устной договоренности компания «ЕХС» сразу начала прорабатывать вопрос о приобретении этих систем у ООО «ФИЛИПС».

Ивановским УФАС России установлено, что в декабре 2015 года и январе 2016 года компании «ФИЛИПС» и «ЕХС» несколько раз обменивались коммерческими предложениями на приобретение ClearVue 550. Информация, представленная ООО «ФИЛИПС», содержит доказательства антиконкурентного соглашения, использовалась Ивановским УФАС для принятия решения, является конфиденциальной и не раскрывается.

В дальнейшем между Фокиным и представителем ООО «ЕХС» состоялся еще один разговор, в ходе которого поставщик рассказал, что компания занимается исключительно продажей оборудования. Поэтому он спросил, кто бы в Иванове мог стать конечным поставщиком услуг по аренде систем. Фокин довел эту информацию до руководителя департамента здравоохранения Романчук. Затем по поручению первого заместителя директора департамента передал компании «ЕХС» координаты индивидуального предпринимателя Надежды Мишаниной, которую предупредил, что с ней в ближайшее время свяжутся сотрудники ООО «ЕХС».

Таким образом, как сообщает УФАС, департаментом было достигнуто соглашение с ООО «ЕХС» о закупке оборудования у ООО «ФИЛИПС» и его дальнейшей перепродаже Мишаниной, в случае ее победы на торгах. Такая же договоренность была достигнута департаментом с Мишаниной о ее участии в процессе на закупку услуг по аренде систем.

По поручению департамента, в техническое задание и в аукционную документацию были включены условия, ограничивающие потенциальный круг участников закупки. Выполнение этих условий будущего контракта было просто невозможно для компаний, не имевших данного оборудования в собственности на момент подготовки к проведению аукциона.

Из материалов дела следует, что в феврале 2016 года в Российской Федерации не имелось в наличии указанных ультразвуковых систем. Срок доставки оборудования из-за рубежа в Россию составлял 2–2,5 месяца. Поэтому, чтобы уложиться в сроки поставки оборудования в больницы, победитель торгов должен был вести переговоры о его приобретении заблаговременно либо быть уверенным, что нарушение сроков поставки (более чем на месяц) не станет основанием для расторжения контрактов. В противном случае, исполнить эти условия никто из поставщиков был бы не в состоянии. Техническое задание, которое затем было включено в аукционную документацию, было целиком и полностью согласовано с департаментом.

После решения вопроса о модели и стоимости необходимого оборудования, департамент инициировал проведение совещания главных врачей. На нем департаментом было дано императивное поручение всем главным врачам осуществить закупку услуг по аренде ультразвуковых систем ClearVue 550 фирмы Philips по результатам совместных торгов. Координатором действий учреждений здравоохранения стала горбольница № 7.

Комиссия УФАС отмечает, что будущие заказчики получили информацию о закупке услуг по аренде необходимого оборудования путем проведения совместных торгов только 1 февраля 2016 года, то есть существенно позже, чем потенциальные поставщики оборудования.

Также Ивановское УФАС установило, что, например, все коммерческие предложения компании ООО «Медитех» датированы 5 февраля 2016 года, но часть заказчиков (7 больниц из 19) направили запросы ценовой информации в ООО «Медитех» только 8 февраля. Такое предвосхищение событий компанией ООО «Медитех» явилось следствием предварительной договоренности с департаментом здравоохранения.

На момент предоставления коммерческих предложений ООО «Медитех» не имело данных аппаратов в собственности, а также не обращалось с запросами ценовой информации на приобретение системы Philips ClearVue 550 к ООО «ФИЛИПС» (уполномоченный представитель Philips в России). «Медитех» не обладало реальным коммерческим предложением от ООО «ФИЛИПС» и фактически не могло предоставить в коммерческих предложениях реальную, обоснованную стоимость услуг аренды этой системы, а также не имело опыта работы на данном товарном рынке.

Также УФАС установило, что письменное взаимодействие заказчиков с ООО «Прайд Лайн» не соответствует реальным обстоятельствам. Коммерческие предложения ООО «Прайд Лайн», направленные 10 февраля 2016 года 19 заказчикам Ивановской области, стали результатом устной договоренности, достигнутой между представителем горбольницы № 7 и компанией в январе 2016 года.

УФАС России полагает, что участие ООО «Прайд Лайн» в антиконкурентном соглашении на этапе формирования и подачи коммерческих предложений было необходимо департаменту здравоохранения с целью формального исполнения норм законодательства о контрактной системе.

Также установлено, что ООО «Прайд Лайн», предлагая систему Philips ClearVue 550 в коммерческих предложениях, не обращалась с запросами ценовой информации на приобретение оборудования к ООО «ФИЛИПС». Следовательно, она не обладала реальным коммерческим предложением от ООО «ФИЛИПС» и не планировала дальнейшее участие в будущей закупке услуг аренды систем. «Прайд Лайн», предоставив коммерческие предложения, приняло участие в антиконкурентном соглашении с департаментом здравоохранения Ивановской области.

На основании договоренности с департаментом, ООО «ЕХС» с декабря 2015 года вело переговоры с ООО «ФИЛИПС» о приобретении именно систем Philips ClearVue 550. Однако «ЕХС» по просьбе департамента осознанно и намеренно представило в коммерческих предложениях систему GE LogicP5 с целью имитации существования оборудования фирмы General Electric, эквивалентного оборудованию фирмы Philips. Данное обстоятельство также подтверждает факт установления заблаговременной договоренности департамента с ООО «ЕХС».

С целью ускорения процесса подготовки к проведению аукциона, руководством департамента велось устное взаимодействие не только с поставщиками оборудования, но и с ТФОМС (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования) Ивановской области.

Директор департамента Светлана Романчук всячески способствовала тому, чтобы процесс согласования данного вопроса был максимально ускорен, решен в максимально сжатые сроки. Поэтому по согласованию с ТФОМС рассмотрение вопроса было назначено на 9 февраля 2016 года. Документы о внесении в повестку заседания данного вопроса были направлены департаментом в ТФОМС Ивановской области уже 1 февраля 2016 года, то есть в день проведения совещания главных врачей. К этому моменту в департамент ни от одного заказчика не поступило ходатайств о согласовании сделки на аренду систем.

На основании коммерческих предложений, ООО «ЕХС» приобрело системы у компании ООО «ФИЛИПС» для перепродажи победителю будущих торгов – Надежде Мишаниной (договор поставки от 31 марта 2016 года). Таким образом, в результате достигнутого с департаментом соглашения, компания «ЕХС», не принимавшая участия в торгах, изначально исполняла роль покупателя систем у ООО «ФИЛИПС», а в дальнейшем – роль продавца систем будущему победителю торгов (ИП Мишаниной).

Комиссия Ивановского УФАС России установила, что между департаментом и Мишаниной (победителем торгов) еще до начала конкурсных процедур было заключено антиконкурентное соглашение.

Департамент руководил действиями Мишаниной по приобретению ею необходимого оборудования у ООО «ЕХС». Победив в аукционе, Мишанина приобрела у ООО «ЕХС» 20 систем Philips ClearVue 550 и в дальнейшем предоставила их в аренду учреждениям здравоохранения Ивановской области.

Ивановское УФАС, приходит к следующим выводам:

1. Департамент здравоохранения Ивановской области инициировал закупку на оказание услуг по аренде 20 ультразвуковых систем 19 больницами. Департамент определил перечень будущих заказчиков, в дальнейшем возложил на ГКБ № 7 полномочия по координации действий заказчиков по подготовке к проведению аукциона

2. Департамент разработал схему (принял решение об аренде оборудования, определил модель необходимого оборудования, согласовал стоимость услуг аренды, инициировал проведение совместных торгов, определил круг поставщиков)

3. Департамент определял последовательность действий поставщиков оборудования,  путем заблаговременного информирования о предстоящей закупке создал преимущественные условия участникам соглашения

4. Департамент ограничил круг потенциальных участников аукциона путем формирования технических характеристик, которым соответствовала именно система Philips ClearVue 550, а также включения в аукционную документацию ряда условий

5. Департамент инициировал достижение устных договоренностей с ООО «Елсмед Хелскер Солюшнз», ООО «Медитех», ООО «Прайд Лайн», ИП Мишаниной Н.А. Цель достижения и реализации соглашения – ограничение числа участников закупки и, как следствие, заключение контрактов с заранее определенным хозяйствующим субъектом – ИП Мишаниной.

Ивановское УФАС решило: признать департамент здравоохранения Ивановской области, ООО «Елсмед Хелскер Солюшнз», ООО «Медитех», ООО «Прайд Лайн», и ИП Мишанину нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции», что выразилось в достижении и реализации соглашения между исполнительным органом государственной власти Ивановской области и хозяйствующим субъектом, которое привело к ограничению конкуренции при определении поставщика на оказание услуг по аренде медицинского оборудования для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Ивановской области.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем