В Кремле 5 апреля 2018 года под председательством президента Путина состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции.
Это было первое заседание Госсовета после президентских выборов. Владимир Путин, в частности, заявил:
– Вы знаете, насколько масштабные задачи стоят перед страной. Они требуют максимально эффективно включиться в их решение, причем включиться всех: и гражданское общество, и бизнес, и органы власти должны вместе работать.
Развитие конкуренции в стране это одно из ключевых направлений нашей работы. Без решения задач в этой сфере ничего мы с вами не сделаем, ни одна из задач достигнута быть не может.
Пока, к сожалению, в сфере конкуренции немало случаев прямого игнорирования законов, особенно со стороны местных властей. В стране должного значения этому не придается. На самом деле ущерб для экономики страны колоссальный. Мы его просто не ощущаем, не чувствуем, но он большой.
Должна меняться управленческая логика. Считаю важнейшей задачей реализацию так называемых проконкурентных подходов в деятельности органов власти. Такие подходы используются крайне редко. Причина в привычном стиле бюрократического мышления, в отсутствии стремления выстраивать выгодную и региону, и его жителям экономику государственного или муниципального заказа. Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции.
С 2015 года регионы приступили к реализации стандарта развития конкуренции. Для ряда субъектов Федерации это стало реальным стимулом для поддержки конкуренции. Но в целом по стране системных перемен к лучшему так и не произошло.
Предметные ориентиры нужно определить для каждого региона, с учетом их особенностей и возможностей. Таким образом, у региональных команд появятся четкие показатели по формированию конкурентной среды.
Еще одна важна проблема – тенденции к развитию так называемого регионального протекционизма. Мотивы таких действий понятны: регионы стремятся создать благоприятные условия для местных производителей, упростить им доступ на рынок. Это прямо противоречит принципу единства экономического пространства страны. Подобные тепличные условия для своих искажают, коверкают конкурентную среду.
Все наши шаги по поддержке отраслей, компаний, в том числе в рамках импортозамещения должны поощрять эффективность, выпуск современных конкурентных товаров и услуг, востребованных как на внутреннем, так и на внешнем международном рынке.
Нужно в целом смотреть на состояние рынков, учитывать перспективы спроса, чтобы эксклюзивные условия для проектов и инвесторов в одних регионах не сдерживали, не оказывали негативное воздействие на развитие подобных тоже успешных предприятий в других субъектах Российской Федерации. Здесь нужно искать и находить баланс.
Для прорывного развития страны критически важно обеспечить экономические свободы, высокий уровень конкуренции.
И еще раз хочу обратиться ко всем: времени для раскачки у нас нет!