В церкви теперь не пустят ищущих вредные микроорганизмы или проверяющих уровень освещенности. Также РПЦ отказывается участвовать в региональных соглашениях о минимальной заработной плате.
Вместе с Рождественским посланием митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа, Ивановская митрополия публикует разъяснение в связи с изменениями в законодательстве, которые вступают в силу с 8 января 2019 года и напрямую касаются условий труда и оплаты в церковных организациях.
Отныне религиозные организации освобождены от обязательной аттестации рабочих мест. Как поясняет митрополия, государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и уважает их внутренние установления, поэтому разработка и контроль за соблюдением требований к условиям служения клириков либо условиям труда работников религиозных общин, в том числе их религиозного персонала, составляет прерогативу религиозных организаций.
Очевидно, что храмы и алтари не являются рабочим местом, а представляют собой место молитвы и служения. Стандартизировать условия труда в культовых зданиях, например, требования к их освещенности, невозможно.
Большинство храмов построены в дореволюционный период, и изменить условия их освещенности проблематично, в том числе ввиду определенных требований к их архитектурному облику и внутреннему убранству, установленных законодательством об охране объектов культурного наследия.
Возникает вопрос о том, насколько оправдан поиск вредных производственных факторов в храмах и прихрамовых зданиях? Могут ли специализированные организации, осуществляющие аттестацию рабочих мест, иметь допуск, к примеру, в алтари для поиска вредных микроорганизмов или для проверки уровня радиоактивного излучения?
Поэтому из-под требований об аттестации выведены не только места служения клириков и религиозного персонала, но также и рабочие места всех работников религиозных организаций, включая уборщиц, сторожей, бухгалтеров, инженеров и так далее.
Таким образом, оценка условий труда в религиозных организациях не может регулироваться государственным законодательством.
Также митрополия разъясняет, что в контексте МРОТ (минимального размера оплаты труда), отныне религиозные организации имеют право на отказ от присоединения к соответствующим региональным соглашениям.
Деятельность религиозных организаций осуществляется за счет пожертвований прихожан, в связи с чем религиозные организации не имеют собственных постоянных источников для повышения размера заработной платы до установленного минимального размера и не имеют возможности представить также требуемые предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
Работники религиозных организаций выполняют виды труда по профессиям, отсутствующим в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (священнослужители, церковнослужители, регенты, певчие, алтарники и так далее).
Русская Православная Церковь инициировала поправки в Трудовой кодекс, который отныне предусматривает отказ религиозных организаций от участия в региональных соглашениях о минимальной заработной плате.