С кем генеральный директор «Водоканала» создал схему хищения на одном из крупнейших коммунальных предприятий Ивановской области, как часы работавшую в течение девяти лет?
Накануне задержания генерального директора АО «Водоканал» Олега Тихонова сотрудниками ФСБ, 12 февраля 2019 года Арбитражный суд Ивановской области принял к производству иск «Водоканала» к региональному департаменту энергетики и тарифов, то есть, по сути, к правительству Ивановской области.
Это само по себе неординарное событие, особенно, с учетом того, что с нового года основной собственник «Водоканала» – правительство Ивановской области. Однако предмет иска еще более удивителен.
В 2018 году закончилось действие трехлетней инвестиционной программы АО «Водоканал». В связи с этим компания разработала новую инвестиционную программу на 2019–2023 годы и внесла ее на утверждение в правительство области, то есть в департамент энергетики и тарифов.
В ноябре 2018 года департамент официально отказал «Водоканалу» в утверждении его инвестиционной программы. Принятие инвестиционной программы является обязательным и необходимым условием работы «Водоканала», поскольку, как минимум, это связано с размером утверждаемых тарифов на водоснабжение и водоотведение.
У крупнейшего коммунального предприятия Ивановской области, предоставляющего услуги водоснабжения и канализации жителям и организациям областного центра, оказывается, нет утвержденной инвестиционной программы.
На месте гендиректора «Водоканала» Олега Тихонова, наверное, любой другой руководитель начал бы срочно вносить изменения в проект инвестпрограммы в соответствии с требованиями областного департамента энергетики и тарифов. Но Тихонов не любой. Плюс ко всем сопутствующим обстоятельствам, которых мы еще коснемся, возможно, Тихонова воодушевил визит губернатора Воскресенского на предприятие 12 октября 2018 года. И он уверовал в себя окончательно.
Впрочем, не исключено, что поначалу Тихонов и пытался как-то договориться с департаментом по поводу инвестиционной программы, поскольку сразу он в суд не пошел. Но тут завертелось, «Водоканал» передали на областной уровень, мы со Стасом на короткой ноге, у меня теперь индульгенция на все, да пошел этот департамент…
И 5 февраля 2019 года было направлено заявление «Водоканала» в суд. 12 февраля суд принял его в производство. А 13 февраля пришла ФСБ и все кончилось.
Так случается иногда. Когда ты начинаешь думать, что весь мир под тобой, все вдруг в одночасье переворачивается, и ты оказываешься в самом низу.
Что теперь будет с иском по поводу инвестиционной программы, наверное, не так важно. Более адекватный руководитель «Водоканала», скорее всего, разберется с ней и департаментом как-то по-другому, без суда. Уголовное дело создало новую реальность.
Лично у меня нет никаких сомнений, что ивановское АО «Водоканал» – это клан. Разумеется, не его работники и не сама организация в целом, а та группа лиц, которая им управляла. Лицо этой группы, клана – задержанный Олег Тихонов. И никакие ивановские мэры реально не управляли и не командовали городским «Водоканалом». Это Тихонов им рассказывал от имени клана, что им необходимо делать в части создания условий для эффективной работы водопровода и канализации.
По утверждению ФСБ, Тихонов девять лет занимался хищением имущества «Водоканала». Это так называемое длящееся преступление. Для этого необходимы система и клан.
Схема действовала следующим образом. Тихонов заключал от имени «Водоканала» с подконтрольными сторонними организациями контракты по завышенным ценам, за что получал откат. С учетом масштабов предприятия и срока действия схемы, размеры похищенных денежных средств могут быть весьма значительными.
Однако такое преступление не раскроешь сидя в кабинете и работая с документами. Завышенные цены на выполнение работ или поставку оборудования еще ни о чем не говорят. То есть вообще ни о чем не говорят. Должен быть умысел и факт получения денег из сверхприбыли коммерческих партнеров «Водоканала».
Вряд ли Тихонов сначала во всем признался, а потом следователи ФСБ возбудили уголовное дело. Возможно, конечно, Тихонов еще напишет явку с повинной, когда поймет, что на этот раз клан его не отмажет. Но это будет потом. А сейчас его кто-то сдал.
Можно предположить, что и не сейчас вовсе, а давно уже. А сейчас просто новый губернатор Воскресенский, все более погружаясь в местные дела, в том числе коммерческие, посетовал: что, мол, этот невменяемый Тихонов со своим кланом распоясались в моей губернии? И дал отмашку на окончательную разработку Тихонова и Ко.
Как минимум, губернатора должны были поставить в известность о том, что он не с тем человеком собирается развивать областную суперкорпорацию в сфере ЖКХ, и что этого человека на такой уровень уже не пропустят.
В этой связи, неприятности могут ожидать и других персон. В любом случае, трудно представить, что Тихонов в одиночку создал такую систему откатов и в течение девяти лет был ее единственным выгодоприобретателем.