Однако кто сказал, что это плохо? Просто всему нужно придумать свое позитивное объяснение.
Кто бы и как бы ни ругал статистику, но только она дает истинное представление об изменяющемся (или не изменяющемся) мире. На коротких отрезках времени или с малым количеством данных статистика может быть не вполне корректной и ею даже можно манипулировать.
Однако большие периоды времени и большие объемы данных позволяют гарантированно избежать искажений восприятия из-за случайных колебаний. Хотя, для интерпретаций возможности есть всегда.
Любопытно сравнить данные о численности населения и чиновников за последние несколько лет в Ивановской области. Первый вопрос: а какая должна быть зависимость? Чем меньше населения – тем меньше чиновников?
Варианты на самом деле есть, и они прямо противоположные. Одновременное пропорциональное снижение численности и населения, и бюрократии выглядит вроде справедливым и разумным. Но не все так очевидно.
Ивановская область, как и любая сложная система, требует минимально необходимых элементов управления. Если их нет, тогда система просто рушится. В таком случае численность населения не имеет определяющей роли. Более того, сокращение населения может потребовать больших усилий для управления. Ведь необходимо поддерживать систему на плаву меньшими ресурсами.
Логика, конечно, не безупречна. В конечном итоге, можно представить себе ситуацию, когда население области будет на одного человека больше, чем численность аппарата управления ею. Или, например, равно ему.
Нам до этого еще далеко, но тенденция очевидна.
С 2009 года численность населения Ивановской области сократилась на 70 тыс. человек или на 6,5 процента. По состоянию на 1 января 2019 года население области составило 1 004 200 человек (данные пересмотрены в сторону небольшого увеличения).
По данным Ивановостата, численность работников органов государственной и местной власти в Ивановской области с 2009 года выросла на 11,2 процента – с 13602 до 15121. Причем, почти исключительно за счет территориальных подразделений федеральных органов власти, численность сотрудников которых выросла на 65 процентов – с 4918 до 8132.
Что характерно, численность работников законодательной власти и представительных органов местного самоуправления сократилась с 316 до 283. Это означает крайне низкое представительство народа во власти с очевидной тенденцией снижения.
То есть управление все больше отдаляется от источника власти – народа. Впору говорить о том, что уже совсем отдалилось и представляет на данный момент замкнутую систему, занятую самой собой и имеющую своей целью поддержание собственного существования.
При этом бюрократия периодически может проводить косметические чистки. Например, сажать Конькова или сокращать количество чиновников на отдельных направлениях и даже в целом в течение краткосрочного периода. Однако цель таких чисток – сохранение самой себя.
Бюрократию нельзя в этом упрекать. Естественное стремление всего живого – размножаться и повышать эффективность, то есть занимать все большие территории доминирования.
Иными словами. Бюрократия у нас отличная. Чиновники молодцы, они поддерживают систему управления в состоянии близком к идеальному.
В широком смысле (не только бюрократия), как говорит наш губернатор Воскресенский: переходим к сервисной экономике. Это означает, что место тех, кто обладает профессиональными навыками и знаниями, занимают те, кто умеет пользоваться только смартфоном и таким образом переходит в социальную группу управленцев. Качество управления при этом не растет, но количественные изменения налицо.