За бездарные картинки, показанные губернатором Воскресенским президенту Путину, будем расплачиваться утратой культурного наследия. По этому поводу и открытое письмо президенту России.
Ивановский железнодорожный вокзал – это памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения «Вокзал железнодорожный, 1933 г., архитектор В.М. Каверинский». Один из лучших и характерных образцов конструктивизма – авангардистского направления в изобразительном искусстве и архитектуре, зародившегося в 1920–1930 годы в СССР.
В прошлом году «РЖД» с благословления ивановского губернатора Воскресенского – большого ценителя прекрасных полов и фасадов – приступило к ремонту вокзала. Так как это памятник архитектуры, то слово «ремонт» не вполне корректное, точнее сказать – реставрация.
Любое отступление от первоначального облика, характерного конструктивистского фасада здания вокзала невозможно по закону.
Тогда же Воскресенский с определенной целью устроил шоу с общественным как бы голосованием по выбору проектов реконструкции вокзала, включая фасад. С тем же успехом и той же характеристикой себя как личности он мог бы предложить голосование на тему: «Как бы вы хотели, чтобы выглядел собор Василия Блаженного на Красной площади?».
Дурновкусия некоторым ивановцам не занимать. Победил (показался лучшим Воскресенскому) проект, в котором вместо классического фасада вокзала появилась расписуха а-ля Палех.
Палехский стиль сам по себе сомнителен. В любом случае, нельзя одним стилем уничтожать другой стиль. Тем более, если мы говорим о культурном наследии, в котором каждый объект – самодостаточная ценность.
Все тогда (как оказалось, не все) посмеялись над бездарной картинкой, понимая, что фасад ивановского вокзала защищен законом и статусом памятника архитектуры. И даже когда Воскресенский показывал альбом с картинками президенту Путину, а тот сказал: «Красиво» – никто сильно не испугался и не переживал за судьбу одного из лучших памятников советскому конструктивизму. А зря.
Теперь выясняется, что работа над уничтожением уникального исторического фасада ивановского железнодорожного вокзала подспудно шла своим чередом.
Впрочем, не совсем так. Судя по всему, сначала Воскресенский все решил про палехскую шкатулку на фасаде вокзала, а уже потом под это решение подгонялись обсуждения и как бы выбор людей. По крайней мере, хронология событий и документы говорят, что все было именно так.
Здесь небольшое отступление по истории признания вокзала памятником, чтобы не было сомнений в тщательной подготовке нынешних региональных властей, все сделавших по четкому плану. Не было никаких спонтанных решений.
Экспертиза вокзала четко говорит: «Вокзал является одним из самых значительных и ярких памятников архитектуры конструктивизма в Иванове. В отличие от других ивановских построек этой эпохи, железнодорожный вокзал – одно из немногих общественных зданий, которое не перестраивалось в последующие годы и сохранило первоначальное объемно-пространственное решение и композицию фасадов, характерные для рубежа 1920-х – начала 1930-х годов. Здание железнодорожного вокзала города Иваново как объект культурного наследия выявлено в 1972 году. При этом на объект был составлен паспорт как на памятник архитектуры».
Теперь к хронологии. 27 октября 2017 года в Иваново приезжал гендиректор «РЖД» Олег Белозеров. С Воскресенским они обсудили планы реконструкции здания вокзала.
А спустя полтора месяца, 13 декабря 2017 года в связи с проектом «обновление фасада железнодорожного вокзала» появляется письмо комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия № 4023-01-13 в адрес АО «Ивановореставрация» с говорящим и однозначным названием «О возможности изменения цветового решения фасада».
В 2018 году компания из Санкт-Петербурга «Реставрационно-строительная фирма «Глория», по заказу областного правительства провела фактически повторную экспертизу здания вокзала под названием «Научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (обновление фасада) «Вокзал железнодорожный, 1933 г., архитектор В.М. Каверинский».
«Глория» честно сделала свою работу, однозначно указав, что «Здание вокзала является одним из наиболее крупных общественных зданий в городе. Архитектура его – яркий и убедительный образец нового архитектурного стиля, складывающегося в СССР в конце 20-х начала 30-хх годов». Но пожелания заказчика выполнила столь же честно:
«На карнизе главного фасада здания предусмотрена возможность временного размещения сборно-разборных декоративных панно с изображением мотивов «Палехской лаковой росписи» с целью популяризации Ивановской области как родины лаковой миниатюры. Данные конструкции предусмотрены из облегченных панелей, монтируемых при помощи специальных креплений к стене здания, и могут быть легко демонтированы без ущерба для объекта культурного наследия. Данные работы являются обратимыми и не оказывают негативного влияния на памятник архитектуры».
Экспертиза научной работы «Глории» месяц назад была заказана некоему саратовскому ООО «НПЦ «Приоритет». Тот дал заключение, что все хорошо.
Вот так и появятся на фасаде выдающегося памятника конструктивизма панели с палехской росписью. Извините, но большего варварства или идиотизма даже представить себе невозможно.
И уж коли тут был всуе помянут собор Василия Блаженного – давайте тоже прикроем его временными рекламными щитами с информацией о выборах в Московскую городскую думу в целях популяризации столицы как родины российской демократии. Данные конструкции предусмотрены из облегченных панелей, монтируемых при помощи специальных креплений к стене здания, и могут быть легко демонтированы без ущерба для объекта культурного наследия. Данные работы являются обратимыми и не оказывают негативного влияния на памятник архитектуры.
Что теперь делать? Остается одно – челом бить президенту Путину:
Уважаемый, нет, дорогой Владимир Владимирович! Пожалуйста, дезавуируйте свое «Красиво», произнесенное при осмотре альбома с картинками реконструкции ивановского железнодорожного вокзала.
Губернатор Воскресенский сыграл вас втемную, не пояснив в чем дело – лишь бы заткнуть рот ивановцам, которых бросает в дрожь от подобного варварства.
Ивановский железнодорожный вокзал – это памятник архитектуры. Больше того – это наша история, которую не надо переписывать и тем более стыдливо прикрывать легко снимаемыми панелями, даже временно. К тому же мы все хорошо знаем, что в нашей стране зачастую нет ничего более постоянного, чем временные решения в неких ложно понимаемых благородных целях.