Подробности дела, возбужденного УФАС по фактам заключения антиконкурентных соглашений департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области с коммерческими организациями Липецка, Иванова и Москвы.
Ивановское УФАС возбудило 17 сентября 2020 года дело по признакам антиконкурентного сговора департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области с восемью компаниями из Липецка, Иванова и Москвы. Основанием для возбуждения дела стало расследование, проводившееся антимонопольной службой с конца прошлого года.
Насколько известно, московский предприниматель в ноябре 2019 года обратился в прокуратуру Ивановской области и региональное УФАС с заявлениями о возможном нарушении департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области антимонопольного законодательства при проведении закупок на оказание услуг по фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на территории Ивановской области. Предприниматель раскрыл схему, но не представил документов, поэтому УФАС приступил к сбору информации. В итоге, ивановские антимонопольщики установили следующее.
Полномочия по фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения были переданы департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области от департамента развития информационного общества 1 августа 2019 года по указу губернатора Воскресенского.
После окончания действия ранее заключенных контрактов, департамент дорожного хозяйства приступил к поиску подрядчиков на фотовидеофиксацию нарушений ПДД в Ивановской области. До февраля 2020 года не было заключено ни одного контракта на конкурентной основе – только по схеме «Осуществление закупки у единственного поставщика».
Приказом департамента была установлена формула исчисления цены одного приборочаса фоторадарных комплексов – 260 рублей. По этой цене и заключались контракты без торгов. Всего было заключено 45 контрактов на общую сумму 10,2 млн рублей с восемью различными компаниями.
В феврале 2020 года были проведены первые конкурентные торги. По итогам реального аукциона с участием нескольких претендентов, был заключен контракт, действующий до сентября 2020 года с ценой вдвое меньшей, чем контракты, ранее заключаемые департаментом без торгов в течение нескольких месяцев.
Было установлено, что пять компаний из тех, с кем заключались контракты без торгов, вообще не оказывали подобные услуги в 2015–2019 годах и никак ранее не сотрудничали с департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области. Более того, у них нет сайтов в интернете, и они нигде не размещали информацию об оказании услуг фотовидеофиксации.
Таким образом, департамент не мог получить информацию об этих компаниях из открытых источников. Взаимодействие департамента с этими компаниями могло осуществляться исключительно в результате достигнутой договоренности. Также, ивановское УФАС установило взаимосвязи исполнителей через адреса, учредителей и директоров.
Один из участников этого картеля – ивановское ООО «М2М телематика Иваново». Единственный учредитель и руководитель компании – Сергей Разживин, советник губернатора Воскресенского по вопросам цифрового развития. Судя по всему, этим и объясняется столь циничное и «бесстрашное» антиконкурентное соглашение государственного органа власти правительства Ивановской области с частными компаниями. Помимо «М2М телематика Иваново», Разживин владеет и руководит еще несколькими ИТ-компаниями в Иванове и Москве, включая, участника сговора ООО «К-Интеграция».
Также, УФАС установило, что в ряде госконтрактов указаны данные поставщиков, адреса, не совпадающие с юридическими адресами. Отличия вплоть до городов.
Некоторые контракты подписаны не директорами, а другими должностными лицами компаний. Например, в случае с «М2М телематика Иваново» – исполнительным директором. При этом отсутствует переписка департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области с компаниями, в которой была бы отражена необходимость подписания контрактов иными должностными лицами, а также подтверждались бы их полномочия на подписание.
Таким образом, включение в госконтракты указанных сведений могло осуществляться на основании предварительной устной договоренности исполнителей и заказчика. Кроме того, это позволило департаменту и компаниям-исполнителям завуалировать, выявленные УФАС взаимосвязи компаний.
При этом, по мнению УФАС, департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области действовал с целью имитации публичности процесса заключения государственных контрактов, то есть имитации публичного доступа хозяйствующих субъектов к исполнению услуг.
Также, департамент стал включать в техническое задание на оказание услуг целый перечень, ранее отсутствовавших требований, что вело к существенному увеличению стоимости контрактов, а также ограничению возможных участников закупок. При этом соблюдение данных требований и условий исполнителями остается неподтвержденным – нет доказательств того, что департамент контролировал соблюдение условий контрактов исполнителями.
Таким образом, на заключение контрактов по таким условиям могли пойти только те компании, которые заранее знали, что их соблюдение необязательно и не подлежит исполнению.
Судя по расследованию управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, в данном деле может потребоваться участие и следователей по уголовным делам.