Ивановский губернатор полагает, что сделал достаточно, а если кому-то покажется мало, то сам дурак.
Губернатор Воскресенский 28 сентября 2020 года издал указ «О готовности к работе в условиях складывающейся санитарно-эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Суть указа по форме проста. Чиновникам следует провести совещания по вопросу выполнения указа губернатора о режиме повышенной готовности от 17 марта 2020 года в связи с коронавирусом и регламентов работы организаций. Руководителям организаций всех форм собственности, а также индивидуальным предпринимателям – рекомендовать сделать то же самое, что и чиновникам.
Реальный смысл указа ускользает и непонятен – по причине простоты и явной бессмысленности формы указа. Фактически, губернатор потребовал исполнения ранее принятых решений, которые и так уже являются обязательными к исполнению и содержат в себе полный и достаточный объем законодательного, нормативного требования к исполнению и соблюдению.
Это как, например, если бы Госдума и президент каждый день утверждали бы Уголовный кодекс с одним и тем же содержанием. Мол, правоохранительные органы и граждане за ночь забывают о том, что есть преступления и за них нужно наказывать, поэтому каждое утро им об этом напоминают новым законом. Соответственно, все к этому привыкают и убеждаются в никчемности закона, который требует ежедневного подтверждения и напоминания.
Очевидно, что Воскресенский издал юридически ничтожный документ. Он не влечет за собой – ничего. Никакой ответственности, никаких требований в контексте «складывающейся санитарно-эпидемиологической ситуации». Спрашивается, зачем?
Воскресенский не может или не хочет (сейчас это равнозначно) в условиях второй волны распространения коронавируса, прибегнуть к тем же ограничительным мерам, что были и в первую волну. При этом с санитарно-эпидемиологической точки зрения, никаких различий между волнами нет. Но ограничения в первую волну были настолько тяжелы для бизнеса и даже здоровья людей (система здравоохранения перестала работать в обычном режиме), что повторить их сейчас – даже в тех же условиях коронавируса – власти не хотят. Просто не хотят.
Этим указом Воскресенский снял с себя ответственность за любые возможные негативные последствия. Фактически, он сказал: Если каждый будет осторожен, в маске, мыть руки и так далее, то он не заболеет. И еще он сказал: Имеющихся регламентов вполне достаточно, чтобы быть здоровыми, при условии их (регламентов) исполнения.
На первый взгляд, здесь с губернатором сложно спорить. Но в действительности, это спекуляция. Решения властей (указы, постановления, законы) должны иметь возможность исполнения. А все эти регламенты сами по себе не являются действующим инструментом. С тем же успехом, Воскресенский мог издать указ, обязывающий чиновников, обеспечить хорошую погоду на период сбора урожая.
Дождя нет, урожай собрали – молодцы, смогли выполнить указ губернатора. Погода плохая, урожай сгнил на полях – так вам же ясно сказали, что надо погоду поправить, но вы даже этого не смогли. Губернатор – молодец, чиновники и крестьяне – болваны.
Вот и сейчас то же самое. Куда бы ни пошел коронавирус, в болванах останутся главы городов и районов, директора организаций, а также граждане, которые не соблюдали регламент. Губернатор Воскресенский будет прав при любом развитии ситуации.
А если он начнет вводить ограничительные меры, то социально-экономическая ситуация будет гарантированно ухудшаться. При этом найдется много тех, кто скажет, что ограничения на распространение коронавируса все равно не повлияли (доказать обратное будет невозможно) – власти только лишь угробили экономику и доходы людей.
Довод из арсенала первой волны, по поводу которого в обществе был консенсус – жизнь одного человека дороже зарплат и экономики – во вторую волну, по итогам результатов ограничительных мер, уже не работает. Поэтому, вот вам регламент, телерепортажи о вакцине – и спасайтесь сами. Или не спасайтесь.