Экономика и политика

Ивановская область готовится к принципиально новому государственному и муниципальному контролю

Вместо количества проведенных контрольных мероприятий – снижение ущерба и вреда для охраняемых законом ценностей.

С 1 июля 2021 года вступает в силу федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Отдельные положения закона вступят в силу с 1 января 2022 года и с 1 января 2023 года.

Губернатор Воскресенский своим распоряжением от 4 июня 2021 года создал рабочую группу по вопросам реализации требований новой системы государственного и муниципального контроля (надзора) в Ивановской области. Рабочую группу возглавила заместитель председателя регионального правительства Людмила Дмитриева. В состав рабочей группы вошли более пятидесяти человек – представители различных структур областного правительства, а также администраций городов и районов Ивановской области.

Суть новой системы контроля и надзора – переход от количественных параметров контроля к достижению общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Революционным можно назвать изменение критериев оценки и контроля. Например, запрещается «установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц».

Ключевые показатели видов контроля теперь должны отражать «уровень минимизации вреда охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда в соответствующей сфере деятельности».

В контексте новой системы контроля вводятся понятия: свидетель, эксперт, специалист. Свидетелям, специалистам, экспертам и экспертным организациям возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в контрольных мероприятиях, в установленных законом случаях. За работниками, вызываемыми в контрольный (надзорный) орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия на работе в таком случае сохраняется заработная плата по основному месту работы.

Особыми полномочиями наделяются инспекторы, которые непосредственно будут заниматься контролем и надзором по заданию соответствующего органа.

Основаниями для проведения контрольных мероприятий, среди прочего признаются: наличие сведений о причинении ущерба охраняемым законом ценностям, требование прокурора.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.

Переход в деле контроля от количества к качеству, то есть минимизации риска и ущерба, на деле, возможно, не приведет к сокращению количества контрольных мероприятий. Скорее, даже наоборот. При этом органы государственного и муниципального контроля получают больше возможностей и прав, хотя, и при декларируемых законом способах защиты прав контролируемых граждан и организаций.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем