За инвестиции в текстильную отрасль в Ивановской области пора бы уже наказывать, а не благодарить.
Импозантные мужчины в лапсердаках и элегантные дамы в пальто стояли посреди неухоженного поля на северной окраине города Иванова, неуместно украшая стылый урбанистический пейзаж. Это губернатор Воскресенский во вторник 19 октября в сопровождении челяди приехал посмотреть на место будущей особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Иваново».
Воскресенский преподносит эту ОЭЗ «Иваново» как личное – несомненное и колоссальное – достижение на благо своего реноме и жителей области. С реноме, судя по всему, так и есть. Но что с того ивановцам? Ничего. Благо жителей и самой области под большим вопросом.
Особая экономическая зона «Иваново» предусматривает все тот же текстильный профиль, от которого Ивановской области давно пора бы отказаться. Текстиль – это запрограммированные низкие зарплаты, низкие доходы и налоги, отсутствие потребностей в квалифицированных кадрах, науке, энергетике и так далее. Хочешь обречь город, регион, страну на угасание и движение в арьергарде – развивай текстильное и швейное производство.
Создание особой экономической зоны имело бы смысл при другой – высокотехнологичной – парадигме развития. Но это невозможно. ОЭЗ «Иваново» с трудом пробили в правительстве РФ как раз за отсутствие претензий и помыслов на иной вектор развития.
Главные бенефициары зоны – губернатор Воскресенский и группа «Нордтекс», которая в разы снижает налоговую нагрузку. Ивановская область и Иваново не получают ничего.
Рабочие места в текстильной и швейной промышленности региону в принципе не нужны. На уже существующие и то кадров нет. Безработица в Ивановской области в принципе отсутствует.
Придется завозить таджиков с узбеками. Потребительские расходы у них минимальные, а всю зарплату они отправляют домой. Налогов не будет. Диверсификации промышленности – тоже.
Как у жителя Иванова у меня желание одно – все эти «нордтексы» с турецкими трикотажными «инвестициями» вымести отсюда поганой метлой вместе с Воскресенским. Пока они здесь – никакой жизни на Ивановщине не будет.