«Эффект от преобразований, инициированных новым руководством региона, можно назвать лавинообразным»
Совместный проект «РБК» и правительства Ивановской области «Куда приходит бизнес?» делает все новые открытия, рассказывая читателям о том, о чем жители Ивановской области еще недавно боялись даже думать.
Небольшая компиляция статей проекта, которую по содержанию можно было бы озаглавить «Приход Мессии»:
В последние годы благодаря активной и целенаправленной инвестиционной политике местного руководства Ивановская область успешно опровергает расхожие штампы о сырьевой экономике и нефтяной игле. И показывает, какой должна быть экономика нового поколения, – смелой, неординарной и наукоемкой.
Разберем две прорывные бизнес-идеи из Ивановской области и выясним, почему их поддержка стала правильным решением со стороны губернатора.
В 2020 году на полях в Южском районе собрали первый урожай технической конопли. В 2021-м посевные площади выросли. В 2021 году на фоне пандемии цены на хлопок взлетели по всему миру, и это подстегнуло спрос на менее дорогое и более практичное смесовое волокно. Но сфера применения этой сельскохозяйственной культуры не ограничивается текстильной промышленностью.
Конопля – идеальное добавочное сырье для углепластика, из которого делают корпуса ракет и спортивных автомобилей. Применяя коноплю в производстве автомобильных кузовов, можно использовать на 40 процентов меньше углепластика. Если южская конопля найдет выход на европейский рынок, ей обеспечены клиенты как минимум из французского, немецкого и итальянского автопрома.
Таким образом, на самой окраине Ивановской области появилась ферма с гигантским внутрироссийским и экспортным потенциалом сразу в трех отраслях: текстильной, пищевой и автомобильной.
Глинистая почва Ивановской области, кажется, совсем не подходит для выращивания ягод. Однако образцовая плантация «Шуйские ягоды» занимает уже 30 га. Собственные разработки оросительных систем, внимательный подход и готовность к экспериментам позволили подобрать виды и сорта ягод с наилучшим соотношением вкуса и выносливости в условиях климата Центральной России.
Что это даст региону? «Шуйские ягоды» уже трудоустраивают местных жителей и платят налоги в бюджет. А после планируемого расширения скромный стартап с крепкими корнями имеет все шансы стать одним из ключевых игроков в молодой ягодной отрасли России.
***
Ивановская область – регион бурного развития деловой и туристической активности. Крупные предприятия открывают здесь производства и переводят сюда подразделения, благодаря господдержке активно развивается малый и средний бизнес, уровень жизни растет, увеличиваются средние зарплаты – и оказывается, что потратить их негде. Сфера услуг не поспевает за экономическим ростом.
Чем более развита экономика региона, тем выше запрос населения на качественные услуги – и не только в индустрии гостеприимства. Особое внимание в этой связи власти уделяют комфортной городской среде. Губернатор называет ее одним из главных факторов создания рабочих мест.
Благодаря масштабным инвестициям и мерам поддержки здесь созданы условия для выхода на следующий уровень – уровень экономики услуг. Осталось узнать, кто из представителей бизнеса первым увидит этот потенциал – и соберет самую большую маржу в изголодавшейся по качественным услугам Ивановской области.
***
Собирательное название автомобильных и железных дорог — транспортные артерии — емко и точно выражает их колоссальную значимость для функционирования регионов страны. Движение транспорта можно соотнести с кровообращением организма.
Ивановская область наглядно подтверждает этот тезис. Расположенный в самом центре России регион с начала XXI века постепенно терял связь с соседними областями, технологически и экономически откатываясь назад. Утраченную инфраструктуру начали восстанавливать только в 2018 году – и эффект от преобразований, инициированных новым руководством региона, можно назвать лавинообразным.
В отсутствие транспортной инфраструктуры регион проигрывал внутреннюю конкуренцию соседним. Поэтому, заступив на пост губернатора области в 2017 году, экс-замминистра экономического развития РФ Станислав Воскресенский первым делом занялся ее развитием.
С появлением возможности добраться до Москвы и обратно за один день в регион пришел крупный бизнес: «Интер РАО», «СОГАЗ» и «Россети Центр и Приволжье» перенесли в Иваново центры обслуживания клиентов. И есть основания думать, что это только начало: недвижимость здесь гораздо дешевле столичной, а сотрудники не менее квалифицированны, но более мотивированны. В Ивановской области работает 15 вузов. Теперь их выпускники получают возможность найти работу по профессии дома, не уезжая в другие регионы.
Повышение мобильности населения стало драйвером роста малого и среднего бизнеса. В том числе благодаря развитию внутренних и внешних логистических связей в 2021 году Ивановская область вошла в число лидеров деловой активности в стране.
Крупный дорожный долгострой в Иванове – Западный обход – позволил вывести из города транзитный трафик и вдвое сократить путь до Владимира и Ярославля.
Наращивание объемов дорожного строительства стало возможным благодаря модернизации предприятий, обслуживающих отрасль. В 2019–2020 годах в области открыли восемь и переоснастили пять асфальтобетонных заводов, подрядные организации на две трети обновили парк дорожной техники.
Подобно тому, как железные дороги привели инвестиции в крупные города, развитие автомобильного сообщения стимулировало развитие бизнеса в сельской местности. Так, улучшение дорожной сети и внутренней логистики стало одной из причин, по которой Вадим Дымов открыл новую животноводческую ферму «Дымов» именно в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области.
Капиллярная сеть крепнет и приводит в отдаленные уголки области новую кровь. Прежде вымиравшие деревни, из которых было сложно выбраться, получают доступ к работе и образованию.
Развитие дорожной сети раскрывает множество возможностей для местного (и не только) бизнеса, способствует открытию новых предприятий и созданию новых рабочих мест, уменьшает отток населения из региона в столицу, повышает его туристическую привлекательность. То есть качественно меняет уровень жизни – от больших городов до самых маленьких деревень, которые получают возможность жить достойно, храня местную аутентичность.
***
Географическое положение некоторых регионов дает им массу преимуществ. Однако даже у регионов без пляжей, горных курортов и полезных ископаемых есть возможности выгодно использовать свое географическое положение. Как? Разберемся на примере Ивановской области.
Прошлое региона, его традиции и наследие – источник уникальных ресурсов. Для Ивановской области смыслообразующим стало текстильное производство – отрасль с большой и богатой историей.
Серьезные перемены начались в последние два года как следствие целенаправленной политики нового состава правительства региона. Ивановская область вошла в первую десятку регионов страны и стала лидером ЦФО по снижению административного давления на бизнес. Регион стал лидером национального рейтинга по состоянию инвестиционного климата в номинации «Поддержка малого бизнеса».
Регион полностью переформатировал привычную специализацию: сместил фокус производства и развил его за счет новых направлений.
Переосмысляя свое наследие, Ивановская область возвращает былую славу лидера текстильной промышленности страны. А бренд «Ивановский текстиль», который в 90-е годы ассоциировался с дешевизной и низким качеством, вновь становится престижным.
Другой способ использовать плюсы расположения – изучить историю местности и изыскать в ней пути для монетизации. Реализация скрытого потенциала позволяет создать долгосрочную бизнес-модель для целого региона. Для Ивановской области источником такого потенциала стали малые города.
Постепенно малые города начинают занимать свои места в путеводителях и привлекать энтузиастов внутреннего туризма из разных регионов.
Кардинальные улучшения транспортной доступности региона, масштабное благоустройство Иванова, малых городов и исторических поселений, меры по возрождению в регионе волжского круизного туризма, событийные поводы для организации туристических потоков в Ивановскую область приносят свои плоды. Но у отрасли есть и пространство для роста и потенциал, чтобы это пространство заполнить и расширить.
Наивысший уровень сложности в развитии географического и историко-культурного потенциала – найти новый вариант осмысления своего наследия и разработать туристический бренд на его основе. Так поступили в Шуе. Сейчас город возвращается к истокам и развивает бренд «Столица русского Рождества», который, ко всему прочему, призван отразить духовное возрождение молодежи…