Обратный транзит Воскресенского в Москву с повестки дня не снимается.
В четверг 26 мая 2022 года Ивановская областная дума должна была утвердить новый Устав Ивановской области, проект которого в региональный парламент внес губернатор Воскресенский за две недели до этого. И Дума утвердила-таки устав, но с неожиданными поправками, внесенными в последний момент, хотя, ничто не мешало губернатору изначально включить их в проект, ведь это было всего лишь две недели назад.
Вряд ли за столь короткий срок могло что-либо так сильно измениться, чтобы править устав, который еще даже не принят. Скорее, это обычные политические хороводы.
Без этих двух внезапных поправок устав области менялся значительно, но исключительно в контексте новых требований федерального законодательства об организации публичной власти в субъектах Федерации. Ничего специфически местного по сути в проекте нового устава не было. А теперь есть.
Первое. Что называется: весомо, грубо, зримо. Причем «грубо» – это, наверное, первейшее слово.
Новый устав меняет систему формирования депутатского корпуса регионального парламента. До сих пор это было 26 депутатов, половину из которых выбирали в одномандатных округах и половину по партийным спискам.
Это давало оппозиционным партиям возможность относительно приличного присутствия в Облдуме, избираясь по партийным спискам, поскольку в одномандатных округах, как правило, депутатом становится представитель регионального или местного истэблишмента, получая всю мощь административной и финансовой поддержки, то есть губернатора, главы муниципалитета, бизнеса и так далее.
Новая схема предусматривает избрание 30 депутатов. Из которых по партийным спискам только десять, остальные – по одномандатным округам. Это значительно снижает возможности оппозиционных партий на представительство в Облдуме по абсолютным показателям. И тем более снижает, учитывая увеличение общего количества депутатов, прибавка которых вся уйдет партии власти.
В одномандатных округах гарантированно побеждают кандидаты, согласованные губернатором.
Большого смысла в этом грубом ущемлении интересов оппозиционных партий я не вижу. Поскольку и сейчас губернатор и «Единая Россия» могут полностью контролировать региональный парламент. Возможно, это подготовка к неким, пока не просматривающимся политическим рискам на среднесрочную перспективу. Либо же это ситуативное решение в ответ на «невменяемость» лидера региональной КПРФ Бойкова – что-то типа мести и наказания.
Второе. Более интересное изменение, хотя, не столь очевидное. Воскресенский почему-то решил предусмотреть в новом уставе отдельную от губернатора должность председателя областного правительства. Сейчас губернатор по должности сам возглавляет правительство.
Устав напрямую не вводит должность председателя регионального правительства. Но теперь губернатор может это сделать, исходя из своих интересов и видов на текущую ситуацию и будущее.
До сих пор в Ивановской области всегда губернатор лично возглавлял областное правительство, за исключением относительно небольшого промежутка времени больше двадцати лет назад. Но тогда это было навязано отдельными квазигосударственными деятелями в контексте сиюминутной политической ситуации и удовлетворения личных амбиций этими деятелями.
Никакого административного, политического, хозяйственного, социального смысла в разделении должностей губернатора и председателя регионального правительства нет. Единственно для чего это может понадобиться Воскресенскому – для его персонального транзита из Иванова в Москву.
Система устроена таким образом, что смена губернатора всегда приводит к экстренным и зачастую судорожным поискам нового главы региона и сопутствующим нервным ожиданиям местных элит. При этом кандидатуру нового губернатора ищет в первую очередь Кремль.
Появление должности председателя правительства делает систему более устойчивой и предсказуемой в контексте смены губернатора. Тем более что кандидатуру председателя правительства губернатор определяет сам, что гарантирует на определенном этапе после его возможного ухода преемственность и стабильность.
Хороший председатель правительства, доказавший, что справляется с работой, может дать Воскресенскому дополнительный шанс сменить ивановскую прописку опять на московскую.
Если, конечно, не брать в расчет провинциальные амбиции отдельных квазигосударственных деятелей, размышляющих о политической составляющей губернатора – наместника президента и отдельно хозяйственника – председателя областного правительства. Чтобы не путать божественное и приземленное. И каждый раз не смешивать светлое имя губернатора с очередным административным, хозяйственным или общественно-политическим провалом.