Вольно или невольно, но загнивающий Запад подготовил конкретно для Ивановской области гигантскую западню.
Делегация Ивановской области отправилась в Узбекистан на переговоры с тщательно скрываемой сутью. Делегация самого высокого уровня. Возглавляет ее лично губернатор Воскресенский, там же первый заместитель председателя областного правительства Людмила Дмитриева, заместитель председателя областного правительства по экономике Юлия Васильева, другие чиновники, а также владельцы текстильных компаний и холдингов региона.
В таком составе делегация Ивановской области еще никогда на переговоры не выезжала – только если шампанского или водки выпить.
Для понимания смысла визита и всей ситуации необходимо знать и понимать три фактических обстоятельства, которые доказательства не требуют, существуя объективно и публично.
Первое. Узбекистан – основной торговый партнер Ивановской области. Не только по внешнеэкономическим связям, а в принципе. Узбекистан продает ивановским предприятиям хлопковую пряжу (нить), из которой производится ткань и трикотажное полотно.
На текстильное производство приходится не менее четверти всей экономики Ивановской области. Это налоги, зарплаты и так далее. Всего лишь с небольшой натяжкой можно сказать: нет хлопка из Узбекистана – нет Ивановской области.
Второе. До недавних пор отношения Ивановской области и Узбекистана были просто напряженными и сложными, при этом вполне прогнозируемыми и понятными в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе.
Узбекистан целенаправленно идет к тому, чтобы избавиться от статуса сырьевого придатка России, а точнее Ивановской области. Проблему поставок первичного сырья Узбекистан решил. Ивановская область сейчас в отличие от советских времен покупает уже готовую пряжу. Конечно же, Узбекистан работает над тем, чтобы перестать продавать и пряжу, перейдя на поставки тканей, а в перспективе и готовых текстильных и швейных изделий. Как, например, Китай.
В таком контексте судьба текстильной отрасли и отчасти швейной в Ивановской области предрешена. И только весьма недальновидные люди могут делать ставку на хлопковый текстиль, развивать его, готовить кадры и так далее.
Но дело в том, что еще более десяти лет назад в отношении Узбекистана были введены западные санкции. Под прикрытием гуманитарных лозунгов узбекский хлопок (в широком смысле, включая изделия из хлопка) был полностью отрезан от мирового рынка. Разумеется, за исключением России. Что и позволяло ивановским текстильным предприятиям пусть и в напряженном режиме, но чувствовать себя относительно уверенно. Просто Узбекистану некуда было деться от Ивановской области.
Здесь мы переходим к третьему, ключевому фактическому обстоятельству глобальной ивановской истории.
Через две недели после начала специальной военной операции России на Украине, Запад полностью снял все ограничения на торговлю хлопком с Узбекистаном. Из неожиданной папочки достали документик, который давно лежал там на всякий случай и в котором на основании «научных» изысканий делается вывод, что в Узбекистане наконец-то все стало хорошо и теперь это одна из свободнейших и демократичнейших стран мира. И Узбекистан немедленно воспрянул духом и текстильно-швейными амбициями.
При этом следует понимать, что среди наших «друзей» в СНГ у нас на самом деле нет ни друзей, ни союзников.
В деле снятия санкций с Узбекистана, конечно же, не обошлось без Китая. Причем, возможно, фактор Китая для Запада в данном случае даже более важен, чем фактор России. Наши две страны идут в одном пакете замены поставщиков сырья и товаров. Европа с удовольствием снизит объемы закупок хлопка и хлопковых изделий у Китая в пользу Узбекистана.
Таким образом, буквально в одночасье ситуация в текстильной промышленности Ивановской области поменялась кардинальным образом на системном уровне, на который почти невозможно влиять. Причем импортозамещение здесь не работает: в России нет и не будет своего хлопка в промышленных масштабах. Поэтому только закупки по импорту хлопка или текстильных изделий.
Понятно, что Узбекистан не в том состоянии и не в том географическом месте, чтобы немедленно отказаться от продажи хлопка в Ивановскую область. Это не Китай со свободным доступом к мировому океану. Логистика Узбекистана завязана на территорию России. Есть еще, конечно, юго-западное и южное направления для экспортных поставок, но там все непросто.
В любом случае, как раньше уже не будет. И Узбекистан постепенно откажется от поставок хлопка в Ивановскую область. Вопрос лишь в том, когда и в том, как бы нам продлить эту процедуру на годы и десятилетия. Полагаю, что уровня губернатора Ивановской области для решения этого вопроса явно недостаточно.