18 апреля 2024
Экономика и политика

Народные восстания в исламских странах подводят черту под их глобальными притязаниями

Череда восстаний в некоторых исламских странах против своих многолетних правителей, безусловно, свидетельство неких системных изменений в регионе Северной Африки и Ближнего Востока.

Многие аналитики говорят о том, что происходит что-то типа роста самосознания, отказа от несвободы, прорыв в будущее и т.п. Возможно, они правы, но мне представляется, что все как раз наоборот. Это окончательная точка в несбывшейся мечте, неосуществленном проекте, после чего уже нет никакого «завтра».

Теория пассионарности Льва Гумилева у специалистов всегда вызывала отторжение своей незавершенностью и не совсем научностью. С одной стороны, очень удобно оперировать некой пассионарностью, которая объясняет внезапные приливы активности целых народов. Пошли гунны воевать другие народы – пассионарность. Возвысилось вчерашнее захолустное государство или даже племя до могучей империи – пассионарность. С другой стороны – никто не знает и не понимает, что это такое и почему.

Гумилев объяснял различия в скорости развития разных народов тем, что у некоторых из них на определенном этапе появлялась некая энергия, причины и сущность которой неизвестны. И ввел для этой непознанной силы понятие «пассионарность». Понятие пока еще никем не объясненное, поэтому и ненаучное.

Говоря языком Гумилева, последние тридцать-сорок лет мы наблюдали всплеск пассионарности исламских народов. Они выплеснулись за традиционные ареалы проживания, они оказывали (и продолжают оказывать) сильное давление на соседей и весь мир, из них, в основном, рекрутируются международные террористы; проникая в чужие страны, они не ассимилируются, а несут с собой все свои традиции и уклад жизни в неизменном виде.

При более низком уровне развития цивилизации, эти пассионарии 20 века уже завоевали бы мир. Но скачкообразное развитие науки и технологий, произошедшее в последние триста лет уравняли возможности пассионарных и непассионарных народов в борьбе за место под солнцем, как это сделал мистер Кольт для «ботаников» и уличных громил.

Однако же нельзя оперировать ненаучным понятием, как бы хорошо оно все ни объясняло. Что такое пассионарность на самом деле и то, что это вполне объяснимое явление показал Самюэль Хантингтон в своем хите 1990-х, книге «Столкновение цивилизаций», хотя, гумилевский термин он не использует.

«Приступы» сверхактивности народов объясняются демографическими причинами. Дело не в простом росте населения, а в значительном увеличении процентного соотношения числа молодежи и остальных возрастных групп. Во-первых, молодые люди гиперактивны на фоне более взрослых, и после определенного количественного роста начинаются качественные изменения в поведении всего общества. Во-вторых, молодым нужно поле деятельности: работа, учеба и т.д. Если наблюдается демографический взрыв, то им места не остается вовсе.

Таким образом, демографический рост и увеличение доли молодого населения приводят к взрыву пассионарности народов.

Хантингтон приводит следующие данные. К концу 1970 годов одновременно в США, Европе (включая Россию) и странах Ислама примерно в одно и то же время был достигнут пик числа молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет по отношению ко всему населению. В Европе процент был самый низкий – 16. В США и России – чуть выше 18. Самый высокий в исламском мире – чуть за 20.

После этого, везде, за исключением мусульманских стран началось резкое снижение. На графике это выглядит просто как крутой спуск. Достигнутое же пиковое значение в странах Ислама оставалось неизменным на протяжении 30 лет. Сейчас там демографический взрыв закончен и также начинается спад. По прогнозам, к 2025 году он закончится окончательно, также снизится и иммиграция в европейские страны.

За период пассионарного взрыва исламский мир не сумел ничего добиться. Кроме признания европейцами провала мультикультурализма. Роль и значение региона в мире не выросло. Сила, мощь, развитие государств остались прежними, если не снизились, качество жизни народов близко к нищенскому. Как минимум два поколения молодежи испытали чудовищное разочарование, познав на себе результаты деятельности своих лидеров, которым безоговорочно доверяли и которые были в их глазах чуть не святыми в борьбе с «загнивающим Западом», который должен был, как минимум поделиться с ними своим благополучием. Эту мысль из них, конечно, еще не скоро вышибет, но бесперспективность нынешнего пути им уже очевидна.

Сегодня мы являемся свидетелями окончания пассионарного взрыва в исламском мире. Идеи уже не зажигают, в идеалы никто не верит, начинается распад. Противостояние Ислама и западного, безбожного мира, было частью мифологии похода на Запад. Теперь начнутся будни без всяческих иллюзий. Россия проходила это в начале 1990-х. В странах Ислама это может происходить по более жесткому сценарию. Для них после краха деспотических режимов все самое плохое еще только впереди.

Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем