Русский и американский Газпромы, как зеркало, в котором отражаются все проблемы и будущее обеих стран.
Не нужно проводить специальные исследования рынка телерекламы, чтобы убедиться — ОАО «Газпром» является крупнейшим заказчиком социальной и имиджевой рекламы в России. Причем социальная реклама, так или иначе, связана с радостями и достижениями, полученными волею Газпрома, поэтому ее также следует отнести к имиджевой.
Газпром не рекламирует продукцию, не предлагает конкурентные цены. Он озабочен проблемой удержанию своего реноме и повышения социального статуса. Однако бороться ему не с кем, конкурентов нет. Собственно проблемы завоевания или удержания позиций на внутреннем рынке нет вовсе. Зачем же тогда столь массовая, тотальная самореклама?
Очевидно, что государство в данном случае решает одну очень важную задачу — вывести из-под критики «национальное достояние» Газпром. Ведь как ни странно российский газовый монополист чрезвычайно уязвим. И даже в условиях контролируемого информационного пространства может быть подвергнут жесточайшей обструкции (если, конечно, за этим не следить), а это — первый шаг на пути ликвидации экстремально монопольного положения.
Уязвимость Газпрома и его в чем-то даже антинародная сущность особенно стали заметны на фоне событий, которые происходят на газовом рынке США.
Американский Газпром понятие условное, разумеется: там нет такой монополизации добычи, транспортировки и торговли газом. Хотя, безусловно, это та отрасль, за которой внимательно следит государство и оказывает на нее сильное влияние.
С развитием технологий горизонтального бурения США в последние всего лишь пять лет настолько нарастили объемы собственной добычи сланцевого газа, что уже полностью отказались от импорта, установили абсолютный рекорд добычи и в прошлом году обогнали Россию. Порты, построенные для танкеров со сжиженным газом из Катара, простаивают, а ближневосточный газ идет в Европу.
Цены на внутреннем рынке США упали до 100 долларов за тысячу кубометров. К концу октября все газохранилища в стране будут полностью заполнены, что приведет по прогнозу к дальнейшему падению цен до уровня 70 долларов за тысячу кубометров. По самым скромным оценкам, газа в США хватит, как минимум на сто лет.
Угольные электростанции закрываются. Многие экономисты говорят, что дешевый газ станет локомотивом, который выведет Америку из кризиса.
Президент США Обама заявил, что газовая отрасль получит максимальную поддержку государства. На самом высоком законодательном уровне всерьез обсуждается вопрос о запрете экспорта газа, чтобы сохранить низкие цены на газ на внутреннем рынке, поскольку это чрезвычайно выгодно американской экономике. То есть экспортная выручка на фоне потенциала роста собственной экономики вообще не выглядит сколь-нибудь значимым фактором.
Вряд ли, конечно, экспорт будет полностью запрещен: скорее всего, американцам удастся и на внешний рынок (прежде всего, европейский) выйти, и сохранить низкие цены на газ внутри страны.
А теперь российский Газпром. Цены на газ и для населения, и оптовые для промышленности уже выше 100 долларов. Государство обозначило стратегическую линию на повышение газовых цен для внутреннего потребителя темпами, вдвое опережающими инфляцию. Собственная промышленность становится заложником сиюминутных интересов высшего руководства страны на извлечение максимальной прибыли в сжатые сроки.
При этом цены на газ в мире падают (не только в США). Падение экспортной выручки, как это водится и как мы это уже наблюдали в случае с нефтяными ценами, государство и Газпром будут компенсировать за счет собственного населения и отечественной промышленности.
Российский Газпром — это не национальное достояние, а национальное бедствие. Газпром — это наглядный пример того, насколько сильно народ отчужден от власти, от всенародной собственности и от принятия решений.