В этом месяце должна быть готова и опубликована Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Ивановской области. Но уже сейчас можно смело предположить, что она будет незаконной.
Фактической разработкой Региональной программы капитального ремонта (и дальнейшей ее реализацией) занимается специально созданный решением правительства Ивановской области от 17 декабря 2013 года «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области», осуществляющий функции регионального оператора.
В качестве учредителей Фонда выступили три департамента правительства: ЖКХ, строительства и архитектуры, управления имуществом.
21 января 2014 года распоряжением правительства Ивановской области была утверждена структура органов управления Регионального фонда, состоящая из генерального директора, попечительского совета и правления (с перечнем должностей и имен).
Несмотря на высокую социальную значимость и повышенное внимание общественности к этой теме (хотя, скорее, именно поэтому) документ был скрыт от общественности. Он не опубликован на официальном сайте правительства, его нет на сайтах трех департаментов-учредителей. Не было даже объявлено имя генерального директора Фонда.
В конце концов, стараниями журналистов распоряжение правительства было найдено. И оказалось, что гендиректором Регионального фонда капитального ремонта назначена председатель НП «Стратегия» Елена Сесягина.
Прежде чем продолжить, сделаю лирическое отступление, которое, тем не менее, носит ключевой характер для общего понимания.
До настоящего момента капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД), конечно же, проводился, хотя и на других условиях, чем те, которые планируются. Причем, на основании соответствующих адресных программ, утверждаемых ежегодно. Ниже приведены две цитаты из двух постановлений правительства «Об утверждении адресной программы Ивановской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов» на 2012 год и на 2013 год, подписанных бывшим губернатором Михаилом Менем:
«Жилищный фонд Ивановской области составляет 25173,6 тыс. кв. м, в том числе общая площадь многоквартирных домов — 20652,9 тыс. кв. м. Общее количество многоквартирных домов составляет 27236 единиц»
«Жилищный фонд Ивановской области составляет 25510,8 тыс. кв. м, в том числе общая площадь многоквартирных домов — 15440,1 тыс. кв. м. Общее количество многоквартирных домов составляет 15358 единиц».
То есть за год общее количество МКД в регионе сократилось почти на 12 тысяч!
Можно понять, зачем это сделано: при снижении общего количества МКД статистические успехи работы правительства в деле капитального ремонта стремительно растут.
Таким образом, очень важно, кто считает и как считает.
Однако вернемся к гендиректору Регионального фонда госпоже Сесягиной Е. Н., которая известна, как председатель НП «Стратегия».
Нужно понимать, что более половины общей площади МКД области сосредоточено в областном центре. Основные сборы и основные траты будут в Иванове.
По собственному признанию Елены Сесягиной, сделанному на заседании правительства региона 11 июня прошлого года, в НП «Стратегия» входит четыре управляющие компании, под управлением которых находится 773 многоквартирных жилых дома в городе Иванове.
Это примерно четверть жилищного фонда МКД областного центра и не менее десяти процентов фонда МКД всей Ивановской области.
Как это ни покажется странным на первый взгляд, но основные бенефициары, выгодоприобретатели от проведенного капитального ремонта это не жильцы дома, а управляющие компании.
Прежде всего, управляющие компании, как правило, связаны со строительными и ремонтными компаниями — это, по сути, единый бизнес. Понятно, что контракты на проведение капитального ремонта дома получат те предприятия и организации, которые либо напрямую, либо через единого собственника, связаны с управляющей компанией, которая обслуживает этот дом.
Но это отнюдь не главное. Обслуживание дома после капитального ремонта обходится значительно дешевле. Нигде не капает, не дует, не отваливается, не ломается. При этом после капремонта никакая УК не будет корректировать жильцам стоимость обслуживания в сторону понижения.
После проведения капитального ремонта доходы управляющей компании значительно вырастут, а проблем с недовольными жильцами не будет вовсе.
Таким образом, главные борцы за первоочередное попадание в программу капитального ремонта — это не жильцы, а управляющие компании.
Еще одно утверждение из разряда аксиом. Даже при небольшом желании технические эксперты и уполномоченные лица смогут из двух одинаковых домов одного и того же года постройки любой из них признать тем, который войдет в текущую трехлетнюю программу капремонта, а другой станет кандидатом на включение через три года и более.
По сложности ответа — уровень детской загадки, какой дом будут ремонтировать первым, если экспертиза и алгоритм включения в программу осуществляет лицо, аффилированное с конкретной управляющей компанией?
Теперь понятно, почему в правительстве Ивановской области очень не хотели, чтобы кто-то узнал, что составлением программы капремонта и разработкой механизма функционирования Регионального фонда капремонта занимаются люди, имеющие отношение к конкретным управляющим компаниям.
Вы только вдумайтесь: субъект рынка одновременно выступает в роли его регулятора! Это дикость какая-то. Решения правительства Ивановской области уже просто не имеют определения в рамках современного русского литературного языка.
Представьте себе, что президент Путин выйдет к народу и объявит: Люди добрые, это я владелец Газпрома, РЖД и всех строительных компаний, которые строили олимпийские объекты в Сочи.
Сложно представить, да? А вот ивановское правительство запросто так делает, и не стесняется. То есть конечно стесняется, но делает.
Причем наши чиновники всегда проговариваются, особенно Фомин, у которого что на уме, то и на языке.
Как сообщает весьма информированный сайт 37.ru: «Утвержденная кандидатура — временная. Это «технический» генеральный директор… После опубликования региональной программы капитального ремонта в марте 2014 года будет назначен новый генеральный директор, который и будет осуществлять фактическое руководство деятельностью фонда».
Конфликт интересов налицо, поэтому «технического» гендиректора нужно было спрятать на период разработки программы и организации системы работы Фонда. После того, как эта работа будет выполнена можно поставить зиц-директора, какого-нибудь обычного чиновника или бывшего чиновника, у которого не будет конфликта интересов и поэтому к нему и правительству у правоохранительных органов, у прокуратуры не будет вопросов.
Только ведь после того, как госпожа Сесягина отработает свою программу — в директорское кресло можно будет и обезьяну из зоопарка посадить, так как всё уже будет сделано.