Роман американца Джозефа Хеллера «Уловка-22» (Catch-22) – это про нас. Героям романа – летчикам – невозможно было уволиться после выполнения нормы боевых вылетов, потому что отцы-командиры постоянно увеличивали норму боевых вылетов. Невозможно было даже объявить себя сумасшедшим, чтобы уволиться, потому что для этого сам сумасшедший должен был подать рапорт, а такой рапорт, безусловно, свидетельствовал о здравом рассудке.
Манипулируя «нормой боевых вылетов», можно принимать любые решения, основываясь именно на норме, нормативе, но не на здравом смысле, пользе, справедливости и так далее.
Ивановская общественность в лице разного рода палат, фронтов и журналистов зачастую пугает меня. Нет, не желанием услужить власти, а искренним чувством понимания той колоссальной полезной работы, которую совершают чиновники. И их не надо даже особенно в чем-то убеждать – достаточно сказать какую-нибудь уловку про «53 процента».
Губернатор Коньков на заседании правительства 25 ноября заявил: «Сегодня наполняемость детских домов составляет 53 процента от плановой мощности. В этой связи предложенный профильным департаментом план по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот представляется наиболее верным».
И всё. После этого только что с транспарантами с заветной цифрой «53» не вышла восторженная общественность на проспект имени совершеннейшего негодяя графа Шереметева.
Логика Конькова, прочертившая путь от недостаточной мощности к необходимости сокращения детских домов, может быть убедительной и казаться честной только для очень непритязательной или абсолютно равнодушной публики.
Не буду развивать тему насчет того, насколько процентов мощности используются два автомобиля, которые возят господина губернатора на работу и домой, и пробовал ли он на маршрутке. Это было бы слишком жестоко для такого человека – гораздо более жестоко, чем загрузка на 100 процентов от плановой мощности детских домов.
Никто не задумывался над тем, какая загрузка у малокомплектных сельских школ? Честно, не знаю, но с большой долей уверенности предположу, что меньше, чем эти пресловутые 53 процента детских домов.
Но их нельзя сократить, потому что у каждого ребенка есть родители, которым дела нет до проблем бюджета, им не заткнешь рот, а детей, как баранов волевым решением не отправишь доучиваться в другое место.
53 процента. А, может, надо было порадоваться тому, что наконец-то, у детей появились хорошие условия для жизни и учебы в детских домах? 53 процента от какой плановой мощности, кто ее установил?
Я не исключаю, что при загрузке детдома на 100 процентов мощности детям будет намного лучше, комфортнее и веселее, чем при 53 процентах, но хотелось бы доказательств этому и прямых свидетельств.
Кто и при каком царе Горохе разрабатывал эти нормативы загрузки мощностей детских домов? Когда сирот не знали куда девать, и главное было – найти всем место, хоть какое?
Зная, в какой стране живу и какие уловки используют разного рода мени-коньковы-кабановы, мне кажется, что и 53 процента наполняемость от ваших нормативов – это все еще плохо, тесно, некомфортно и слишком весело.
Не все дети попадают в детдома в младенческом возрасте, многие уже довольно большими, не все они сироты, у кого-то есть и родители, которых лишили родительских прав, и родственники. Может детям нужно находиться вблизи от своих родных мест? Теперь, после отмашки Конькова с его железной, каменной и такой недетской логикой, чиновники быстро обеспечат 100 процентов мощности и закроют половину детдомов.
И как это актуально на фоне бездарных переименований областных департаментов – этакого переливания из пустого в порожнее. Когда у каждой шестерки и швейцара в правительстве по пресс-секретарю. Когда за год руководства областью новому губернатору нечего предъявить, кроме оптимизации социальной сферы.
Впрочем, человек, за которого проголосовали 29 процентов от числа имеющих право голоса, но который при этом говорит: «Более 80 процентов жителей Ивановской области доверили эту важную работу мне», может с детскими домами делать что угодно – он в другой системе координат.
P. S. Даже пытаясь поставить себя на место нашей новой «команды профессионалов», я не в силах понять, зачем они это делают? Детям лучше не станет, экономия бюджета невелика, репутационные риски огромные. Может, они реально не понимают, чем им заняться?