Муниципальный вывоз мусора может стать первым примером реальной приватизации крупного городского предприятия.
Ивановская городская дума на пленарном заседании 25 февраля приняла решение о приватизации МУП САЖХ. Предприятие занимается сбором и утилизацией ТБО – твердых бытовых отходов.
Предполагается, что МУП САЖХ будет преобразован в ООО (общество с ограниченной ответственностью). Ранее в Иванове были преобразованы в ОАО (открытое акционерное общество, по новому законодательству просто акционерное общество АО) МУП «Водоканал» и МУП «Ивгортеплоэнерго».
Каждый раз при таком преобразовании и принятии соответствующих решений и администрация, и депутаты говорят о приватизации. При этом все хозяйствующие общества остались в собственности города.
Приватизация предполагает не смену формы организации предприятия – МУП, ООО, АО, – а передачу имущества из муниципальной или государственной собственности в частную.
Ни «Водоканал», ни «Ивгортеплоэнерго» так и не были приватизированы. На данном этапе не будет приватизирован и МУП САЖХ: его просто переделают в ООО. Вот затем его, возможно, приватизируют.
На заседании гордумы было озвучено, что есть некий инвестор, готовый вложить 170 миллионов рублей. Называться он может как угодно, но очевидно, что за ним стоит Павел Попов.
МУП САЖХ приносит городу убытки, одновременно выполняя важную функцию вывоза мусора и, самое главное, контролируя определенную долю рынка.
Частные компании, занимающиеся вывозом и утилизацией ТБО, почему-то убытков не несут, а готовы еще и инвестировать в убыточное предприятие 170 миллионов рублей. Хотя и здесь очевидно, что вкладываться инвестор собирается не в предприятие, которое никому не нужно, а в долю рынка, которая ему перейдет.
На каких условиях городская администрация собирается отдать долю выгодного бизнеса – неизвестно.
Озвученная схема предполагает создание некоего совместного предприятия, то есть в условное ООО «САЖХ» войдет еще один участник. Уставный капитал МУП САЖХ составляет почти 20 миллионов рублей. Если сравнить это со 170 миллионами инвестора, то понятно, что город за просто так отдаст и бизнес, и имущество предприятия.
Однако у нас есть пример, когда после реорганизации из МУПа в ОАО городское предприятие становилось намного дороже. Например, уставный капитал «Ивгортеплоэнерго» после преобразования вырос почти в сорок раз – с 48 миллионов до 1,9 миллиарда рублей. Произошло это, конечно же, не за счет взноса мэрии, а за счет переоценки имущества предприятия.
Сколько будет стоить МУП САЖХ после преобразования в ООО опять-таки неизвестно. Но есть нюанс. Если мэрия провернет такую же операцию как с «Ивгортеплоэнерго», то есть многократно повысит уставный капитал, то кто ж на таких условиях войдет в долю, то есть приватизирует предприятие?
Ведь весь фокус в том и заключается, чтобы недорого приобрести договоры МУП САЖХ с управляющими организациями и предприятиями города, чтобы получить долю рынка ТБО, которая пока еще контролируется муниципальным предприятием.
Хотя гораздо важнее в последующем войти в какую-нибудь госпрограмму по финансированию создания нового полигона ТБО для вывоза мусора из Иванова. Такой полигон рядом с областным центром будет создаваться обязательно, потому что существующий уже не справляется. А полигон это самое главное в таком бизнесе.
Поэтому главное сейчас – консолидировать весь бизнес ТБО сейчас в одних руках, а то новый полигон достанется неизвестно кому.