Администрация города Иванова через депутатов Ивановской городской думы публично объявила о начале завершающей стадии крупнейшей реформы в сфере ЖКХ – создании единой теплоснабжающей организации.
Предложение по созданию такой организации еще в 2011 году было изложено в аналитическом докладе областного государственного унитарного предприятия (ОГУП) «Ивановский центр энергосбережения». Тогда его возглавлял нынешний начальник Региональной службы по тарифам (с 1 января 2015 года департамент энергетики и тарифов правительства Ивановской области) Владимир Шарыпов.
То есть реформа началась несколько лет назад. Ее начальным этапом стали решения городской думы о приватизации муниципальных предприятий «Ивгортеплоэнерго» (сети и котельные) и «ИГТСК» (городская теплосбытовая компания).
Суть реформы заключается в том, чтобы создать единую систему производства, передачи и продажи тепла и горячей воды в городе Иванове. Физически такая система существует, но она экономически нецелесообразно в силу разных причин разделена на отдельные фрагменты управления и регулирования, которые контролируют несколько десятков собственников и участников.
Единая теплоснабжающая организация создана в августе 2014 года – ОАО «Т плюс теплосеть Иваново».
Город Иваново передаст новой компании имущество ОАО «Ивгортеплоэнерго» и ОАО «ИГТСК», а взамен получит в ней долю (25 процентов), которая не позволит влиять на принятие решений.
Фактическим владельцем компании будет (есть) ОАО «ТГК-6», которой принадлежат ивановские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. ТГК-6 в свою очередь принадлежит КЭС Холдингу (ЗАО «Комплексные энергетические системы»).
Процесс передачи имущества еще не начат, но фактически уже сейчас почти всей ивановской теплоэнергетикой управляет ТГК-6.
Недавно бывший заместитель главного инженера Ивановского филиала ТГК-6 Николай Артемьев был назначен гендиректором «Ивгортеплоэнерго». Однако еще до этого, 5 августа он стал гендиректором той самой новой компании «Т плюс теплосеть Иваново», которая учреждена ОАО «ТГК-6». То есть у Артемьева и «Ивгортеплоэнерго» реальный начальник не мэр города, а ТГК-6 или КЭС Холдинг.
Создание единой теплоснабжающей организации, безусловно, снизит издержки, повысит эффективность ивановской теплоэнергетики и, наверное, позволит профинансировать замену изношенных сетей и техническое перевооружение.
Как известно, горячее водоснабжение в Иванове относится к так называемому открытому водоразбору, то есть горячая вода в кранах и горячая вода в трубах центрального отопления поступают по одной сети. Вдаваться в подробности того, почему это плохо и неэффективно не будем.
Важно, что к 2022 году решением правительства РФ такая система запрещена. Для модернизации только этой части ивановского ЖКХ требуется не менее полутора миллиардов рублей по предварительным оценкам и в ценах 2011 года. То есть реально это будет сопоставимо с годовым бюджетом города Иванова.
Зачем создание единой теплоснабжающей организации нужно ивановским властям – понятно. Несмотря ни на какие ухищрения и «экономически обоснованные тарифы», «Ивгортеплоэнерго» никак не может выбраться из долгов, которые превышают миллиард рублей.
Себестоимость производства тепла у ТГК-6 (ивановские ТЭЦ) намного ниже, чем у котельных «Ивгортеплоэнерго» (да и любых других). И это при том, что городские котельные работают только на газе, а топливный баланс ТГК-6 состоит из газа, угля и мазута.
Это объясняется двумя факторами. Во-первых, крупное производство имеет меньшие издержки. Во-вторых, котельные производят только тепло, а ТЭЦ вырабатывают еще и электроэнергию при том же потреблении топлива.
Так зачем это нужно ТГК-6? Ответ не вполне очевиден.
Прежде чем продолжить следует особо сказать, что ТГК-6 обеспечивает теплом и горячей водой не более 80 процентов потребителей. Остальное – это котельные «Ивгортеплоэнерго» и котельные городских предприятий.
В 2011 году в отчете ОАО «ТГК-6» было заявлено, что «анализ, проведенный в рамках разработки стратегии компании, показал, что там, где ОАО «ТГК-6» контролирует теплосети до конечного потребителя, совокупные издержки ниже, и потребитель в результате платит за тепло меньше».
Но это выгода потребителя, энергетикам от нее мало проку, и используют они эти данные только для убеждения в необходимости отдать им сети.
Главное же заключается в этих строках:
«Отрицательные факторы, влияющие на деятельность Эмитента: отсутствие контроля над тепловыми сетями.
Конкуренты Эмитента:
Муниципальные котельные. Являются, как правило, менее эффективными по себестоимости производства тепловой энергии, но имеют преимущества по поставкам газа, что является существенным фактором в период пиковых нагрузок.
Топливные, электросетевые, теплосетевые и сбытовые компании – конкуренты Эмитента в своей части тарифа конечного потребителя, поскольку конечный тариф ограничен для населения законодательно, а для промышленности – ценой производства на собственных мощностях».
Таким образом, создание единой теплоснабжающей организации автоматически устраняет негативные факторы и конкурентов ТГК-6.
Ситуация с конкурентами особенно интересна. После того, как ТГК-6 получит контроль над сетями, она будет решать, какую котельную пустить или не пустить «в трубу». У тебя может быть прекрасная котельная, но тебе нужно договориться с хозяином сети, чтобы доставить тепло в квартиру.
Не секрет, что многие предприятия, которые имеют котельные, давно уже забыли, в чем их основной профиль деятельности и живут за счет продажи тепла и горячей воды.
(Кстати, нужно еще посмотреть, на чем тот же «Тепличный» получает больше денег: на продаже огурцов или горячей воды и тепла жителям поселка. Вообще, в тяжелые экономические условия предприятия я не верю: мне кажется, что это сознательная деятельность, конечной целью которой является приватизация не за дорого федеральной собственности.)
Мощности по теплу и горячей воде в Иванове явно избыточные. Так как тарифы для населения дотируются государством, то данный вид деятельности чрезвычайно прибылен – не хуже, чем торговля нефтью или спайсом.
Многие владельцы котельных просто-напросто держат свой участок, получив в свое время доступ к муниципальной трубе и определенную территорию, в которую входят несколько домов и социальных объектов.
Единая теплоснабжающая организация может (явно будет) оптимизировать этот рынок за счет своего исключительного монопольного положения.
В заголовок статьи вынесено утверждение о завершении реформы ЖКХ. Поставкой горячей воды и тепла сфера ЖКХ, конечно, не ограничивается. Вторая важнейшая часть – это управление многоквартирными домами, то есть деятельность управляющих компаний.
Капитальный ремонт отныне находится под фактически полным контролем вице-губернатора Александра Фомина.
По слухам, Александр Германович является бенефициаром крупнейших ивановских управляющих организаций. Вся его деятельность за последние годы, на мой взгляд, явно демонстрирует, что он лоббист, надежный проводник интересов поставщиков коммунальных услуг.
С недавних пор деятельность управляющих компаний подлежит лицензированию. По сути, узкая группа лиц, контролируемых чиновниками (и в большинстве своем из чиновников состоящая) будет разрешать или не разрешать кому-либо работать на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Фактический контроль над работой по лицензированию будет опять-таки у вице-губернатора Александра Фомина.
Таким образом, все страдания в ЖКХ кончились – осталось только трясти.