Скелет из шкафа бывшего ивановского губернатора Михаила Меня выпал прямиком в объятия нынешнего губернатора – Павла Конькова.
Северная пригородная пассажирская компания (ОАО «СППК», Ярославль) обратилась в арбитражный суд с иском к Ивановской области о возмещении вреда на 116 миллионов рублей.
СППК занимается организацией пригородных железнодорожных перевозок на территории Ярославской, Вологодской, Архангельской, Костромской, Ивановской, Владимирской областей и республики Коми. Компания на 100 процентов принадлежит ОАО «РЖД».
Свои требования к Ивановской области СППК объясняет убытками, которая она получила из-за регулируемых тарифов на перевозку пассажиров. Разницу между ценой билетов и себестоимостью должно покрывать правительство региона из бюджета, что определено соответствующим договором между СППК и Ивановской областью.
История в принципе известная. Правительство региона говорит, что и так много платит, железнодорожники говорят, что мало, поэтому и поезда постоянно грозят отменить.
Они бы уже и отменили, если не грозный окрик Путина. Однако сути взаимных претензий это не отменяет. Рубли после приказа президента ни у одной из сторон конфликта на счетах вдруг не появились сами собой.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. На компенсацию авиа- и железнодорожных перевозок правительство Ивановской области выделяет ежегодно сопоставимые суммы. Претензии СППК в данном случае касаются убытков 2011 года.
Удивительно, но факт, в 2011 году правительство Михаила Меня на авиаперевозки выделило субсидию в 52 миллиона рублей, а на железнодорожные СППК – только 44 миллиона. При этом количество пассажиров, перевезенных поездами, превышает количество авиапассажиров даже не в разы, а в десятки раз!
То есть это как минимум не логично. Хотя вице-губернатор Фомин, а ранее зампредседателя правительства Фомин обрушил на голову жадных железнодорожников все мыслимые проклятия в рамках разрешенного в публичном пространстве.
По этому году ситуация не сильно отличается: авиаперевозки – 59 миллионов; железнодорожные – 109 миллионов рублей.
Денег, конечно, жалко, но даже на вскидку кажется очевидным, что требования СППК вполне обоснованны. Если бы у нас еще хотя бы аэропорта не было и не с чем было бы сравнить.
После долгих перепалок с ивановским правительством СППК в декабре 2014 года все-таки обратилось в суд.
16 апреля 2015 года арбитражный суд Ивановской области приостановил рассмотрение этого дела в связи с весьма тревожными для регионального бюджета обстоятельствами.
Суть в том, что Центральная пригородная пассажирская компания (ОАО «ЦППК», аналог ОАО «СППК»), обслуживающая пригородные железнодорожные перевозки практически всех направлений из Москвы, уже выиграла аналогичный спор с Курской областью.
Тот же 2011 год, почти столько же денег (удовлетворено 127 миллионов), требования к региону как под копирку с ивановским случаем. Решение арбитражного суда Курской области оставлено в силе постановлениями апелляционного и окружного судов.
В настоящее время курское дело (кассационная жалоба) передано в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда. Рассмотрение назначено на 13 мая 2015 года.
После Верховного суда возможности для обжалования будут исчерпаны. Шансы, что решение трех арбитражных судов будут поставлены под сомнение, крайне невелики. Хотя, конечно есть.
Если решение суда по курскому делу вступит в законную силу, то, пусть простят меня правоведы и судебный департамент, но решение по иску СППК к Ивановской области будет уже простой формальностью.
Это уже второй за короткий срок иск на сумму более 100 миллионов рублей, который Ивановская область, видимо, проигрывает. Причем, если железнодорожное дело еще как-то вписывается в спор хозяйствующих субъектов, то дело с «Россельхозбанком» и «Кранэксом», за который область должна заплатить – это персональный косяк губернатора Конькова, который он по-честному должен оплатить из своего кармана.