Экономика и политика

Часть группы компаний «СУ-155» обанкрочена в Иванове

Группа компаний «СУ-155» совершила пока неудачную попытку навесить долг своего московского предприятия на свое же ивановское подразделение.

Арбитражный суд Ивановской области признал банкротом Проектный институт «ДСК-Проект». В отношении компании введено конкурсное производство, имущество будет распродано.

Процедура банкротства была начата по заявлению Федеральной налоговой службы. На дату объявления банкротства, 14 мая 2015 года, долг «ДСК-Проект» по обязательным платежам составил более 43 миллионов рублей.

ООО «Проектный институт «ДСК-Проект» входит в Группу компаний «СУ-155». В Ивановской области еще несколько предприятий, которые также входят в «ГК СУ-155», включая «Ивановскую домостроительную компанию», расположенную вместе с «ДСК-Проект» по адресу: Иваново, Кохомское шоссе, 1.

Судя по всему, никакого особенного имущества у «ДСК-Проект» нет, уставный капитал составляет 10 тысяч рублей. Поэтому долги вряд ли кто получит.

Любопытно другое, на «ДСК-Проект» пытались повесить еще 120 миллионов рублей долга. Ситуация довольно очевидна: компанию банкротят, поэтому на нее очень удобно скинуть с кого-то другого 120 миллионов, если у вас есть такая возможность, чтобы этот кто-то уменьшил свои обязательства. Кто же этот жестокий? Да «СУ-155».

Только другое «СУ-155». Их вообще много в разных сочетаниях и словоформах при одних и тех же владельцах и руководителях. То есть, по сути, это все одно и то же.

Нужно понимать, как устроено множество российских предприятий и как работает схема многоступенчатого владения. Как правило, есть базовая компания, за которой числятся реальные, ценные активы. Попутно создается ряд мелких компаний с аналогичными названиями, но другой правовой формы – ООО, ЗАО, ОАО. Или с производными от основного названия. Впрочем, можно и совсем с другими именами.

Базовая компания ничего не делает. Ведут деятельность мелкие (хотя, названия у них могут быть очень броские). Все долги, кредиты, заботы и прочее висят на мелочи, которая пользуется имуществом главной компании, например, на правах аренды. Рано или поздно наступает тот горестный момент, когда мелкая компания разоряется, банкротится, на ней висят многомиллионные долги, которые всем прощаются, поскольку своего имущества у нее нет. И так по кругу.

Например, так действовала «Колобовская ткацкая фабрика», та самая, на которой в свое время директором работал нынешний ивановский губернатор Коньков. Когда фирма разорилась, оказалось, что у этой «фабрики» ничего нет, даже вывеска на воротах ей не принадлежит, и долги повисли в воздухе.

Так вот, «СУ-155». Базовая компания, в которой все имущество – это ЗАО «Группа компаний СУ-155». Уставный капитал говорит сам за себя – 32 миллиарда рублей. Она всем и владеет. Правда, работают другие.

Не будут перечислять все, в данном случае нам интересна АО «СУ-155». С ней все понятно: уставный капитал чуть более одного миллиона рублей, директор тот же самый, что и в главной компании – Александр Мещеряков.

Вот это самое просто «СУ-155» (в отличие от «ГК СУ-155») и пыталось повесить на «ДСК-Проект» еще 120 миллионов рублей долга. (Понятно, что все разновидности «СУ-155» – это московские компании)

Суть схемы. Между АО «СУ-155» и московским заводом железобетонных изделий «Бетиар-22» существуют договорные отношения и реальные сделки. Кстати, ранее, гендиректор АО «СУ-155» Мещеряков возглавлял и это самое «Бетиар-22», которое также входит в Группу компаний «СУ-155».

И вдруг выясняется, что между АО «СУ-155» и «ДСК-Проект» якобы существует договор уступки прав требований. По-русски говоря, то, что «Бетиар-22» должен АО «СУ-155», АО «СУ-155» дает право требовать какому-то ивановскому «ДСК-Проект». Ну а так как последний у нас банкрот, то 120 миллионов рублей тут же растворяются в воздухе.

Арбитражный суд не повелся на эту схему и признал договор не заключенным, то есть недействительным. Больше того, внешний управляющий незадолго до признания «ДСК-Проект» банкротом, просил суд назначить экспертизу договора и акта приемки-передачи, подозревая, что они изготовлены позже указанной на них даты, то есть подделаны.

Суд не стал назначать экспертизу, так как и без нее признал договор недействительным. Понятно, что в рамках банкротной процедуры суд не интересуют привходящие обстоятельства. Однако мы реально имеем документально подтвержденную попытку со стороны «СУ-155» списать 120 миллионов рублей в никуда. А если иметь в виду и возможность подделки документов (в чем, судя по всему, мало сомнений), то вырисовывается какая-то уголовщина в особо крупном размере.

Известно, что в «СУ-155» сложная финансовая ситуация. Сегодня реально идет речь о банкротстве ивановских предприятий группы или приостановке их деятельности. Но, как оказалось, это еще полбеды. История, рассказанная выше, свидетельствует о более серьезных рисках.

Пользуясь положением владельца и единоличного исполнительного органа, «СУ-155», по аналогии с «ДСК-Проект» может навесить на свои ивановские предприятия крупные долги своих московских компаний.

Неудавшаяся операция с «ДСК-Проект» даст «СУ-155» необходимый опыт и понимание того, как надо действовать, чтобы все получилось.

Руководству Ивановской области и местным правоохранительным органам стоило бы подержать ситуацию на контроле. И не только в отношении «СУ-155»: таких умников сейчас может найтись много. Впрочем, на правительство Ивановской области надежды мало: как показывает практика, есть там и те, кто сами не прочь использовать подобные схемы.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем