По решению суда, часть имущественного комплекса «Ивановской домостроительной компании» на Кохомском шоссе, дом 1 должна быть выставлена на продажу с публичных торгов.
Арбитражный суд Ивановской области 21 июля 2015 года выдал исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда по иску Сбербанка России к ОАО «Ивановская домостроительная компания» на сумму 379 миллионов рублей.
С требованиями к Ивановской ДСК выступило не Ивановское отделение Сбербанка, а Волго-Вятский банк ОАО «Сбербанк России», в региональную сеть которого Ивановская область не входит (ближайшие регионы: Владимирская и Нижегородская области). Ивановская область входит в состав Северного банка ОАО «Сбербанк России».
В июле 2011 года между ОАО «ДСК» и Сбербанком в лице Волго-Вятского банка ОАО «Сбербанк России» был заключен договор ипотеки. В качестве залога использовано имущество компании по основному адресу производства и управления: Иваново, Кохомское шоссе, дом 1 (комплекс зданий под разными литерами).
Договор ипотеки был заключен в целях обеспечения обязательств Ивановской ДСК перед Сбербанком по кредитной линии еще 2007 года. Судя по всему, именно на эти деньги в Иванове строился микрорайон «Московский».
По условиям договора все споры по его условиям и исполнению разрешаются в Третейском суде при АНО «Независимая арбитражная палата» (город Москва). Решением третейского суда от 20 марта 2015 года требования Сбербанка о взыскании на заложенное по договору имущество были удовлетворены в полном объеме. Решение третейского суда окончательное и не может быть оспорено.
В соответствии с законом, если сторона не исполняет решение третейского суда добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению. Именно в этом и заключался смысл обращения в арбитражный суд и получения исполнительного листа на принудительную продажу имущества «Ивановской домостроительной компании».
Решение о принудительном исполнении еще может быть обжаловано, но, скорее всего, если это и произойдет, то случится только небольшая заминка. Представители ОАО «ДСК» даже не явились в суд, настолько все очевидно.
К продаже на публичных торгах в пределах суммы 379 миллионов рублей подлежат почти 50 объектов. Среди них: склады; 4-этажное здание общежития; 2-этажное здание лечебно-оздоровительного комплекса; 3-этажное административное здание; электроцех; бытовые помещения; 6-этажное здание; подстанции; котельная; 8-этажное здание реконструируемых формовочного и арматурного цехов и так далее.
Другое дело, кому все это надо, кроме самой ДСК.
Сбербанк в данном случае творчески подошел к проблеме залога и взыскания долга – без банкротства. В арбитражных судах процедуры по закону о несостоятельности могут длиться годами. Как правило, это приводит к ликвидации предприятия или к смене собственника.
Кредиторы зачастую обращаются в суд с заявлениями о банкротстве с целью оказать давление на должника, чтобы он быстрее расплатился.
Нужно понимать, что для реально действующего предприятия процедура банкротства чрезвычайно неприятна. Как минимум, это создает дополнительные сложности с получением кредитных ресурсов, государственных и муниципальных контрактов. В строительном бизнесе компании, находящейся даже под наблюдением сложнее убедить частных инвесторов и граждан вкладывать в нее свои деньги.
Что произойдет в данном случае трудно сказать. Возможно, под угрозой продажи пусть и не самых важных активов ДСК расплатится. Возможно, даже не почешется: ведь живые 379 миллионов дороже, чем находящиеся в залоге объекты, которые еще надо кому-то купить. А если не купят сразу, то цена упадет в разы, и сама же ДСК их выкупит за копейки, а Сбербанк, как все уже привыкли, просто умоется.
При этом угроза банкротства Ивановской ДСК сохраняется, все дело в доброй (или недоброй) воле кредиторов. Достаточно сказать, что даже администрация города Иванова буквально за последний месяц выиграла три суда по искам к ДСК о взыскании долгов по аренде земельных участков.