Правительство России собирается запретить схему с долевым строительством жилья, а ивановская мэрия собирается распространить ее даже на расселение аварийного жилья.
Ивановский мэр Хохлов подписал постановление городской администрации, которое вносит несколько существенных, если не сказать принципиальных изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа Иваново, в 2013–2015 годах».
Реализация программы в этом году находится под угрозой срыва, цель новшеств – исполнить ее любой ценой, а также создать качественно иные условия для последующих программ переселения.
Особенностью программы расселения аварийного жилья в Иванове является то, что администрация не выступает в роли заказчика строительства новых домов. Этому есть логичное объяснение.
За исключением областного центра и, возможно, Кинешмы и Шуи, в муниципалитетах нет как такового рынка жилья. То есть при всем желании купить сразу несколько квартир невозможно. Поэтому местные власти сами строят (заказывают) новое жилье.
В Иванове рынок жилья хорошо развит, поэтому городские власти ничего не строят, но покупают готовые квартиры. Такой порядок закреплен в самой программе. И вот с этим (с покупкой готовых квартир) возникла большая проблема. Притом что 85 процентов программы – это 2015 год.
Никто не хочет продавать городу квартиры. Вроде бы слишком низкая цена. За кадром, хоть и на поверхности, нынешний финансовый кризис. За другим кадром смена власти в Иванове. Что из этого оказало большее влияние на возникновение проблемы сложно сказать, поэтому углубляться в тему мы не будем, но в уме ее следует держать.
Развитие ситуации за два последних месяца находится четко в контексте роста цены. При большом желании можно усмотреть в этом признаки ценового сговора между анонимными застройщиками и чиновниками городской администрации. Анонимными по той причине, что пока еще ничего не куплено, сейчас проходит очередной этап закупки по новым, более высоким ценам, и кто, в результате, окажется продавцом, еще только предстоит узнать.
В начале июня должны были пройти аукционы на покупку квартир для расселения аварийных домов. Все они не состоялись по причине отсутствия заявок, то бишь продавцов.
Для полноты картины: например, двухкомнатная квартира общей площадью 60 квадратных метров – 1,7 миллиона рублей. Чуть более 28 тысяч за метр по всем квартирам (разной площади с разным количеством комнат).
В начале июля была вторая попытка. По тем же ценам и с тем же результатом.
С 20 июля начался третий этап, судя по всему, заключительный. Чтобы приступить к нему, по формальным причинам и нужны были два безуспешных предыдущих.
Изначально цена закупки определялась на основании нормативного метода. Но даже российских смет и нормативов не хватило, чтобы сделать цену достойной.
В последнем варианте цена контракта рассчитана на основе так называемого «метода сопоставимых рыночных цен». То есть у нескольких застройщиков запрашивается информация о том, за какую цену они бы продали определенный тип жилья. И с учетом полученных данных формируется окончательная, как бы рыночная, цена.
Для полноты картины: теперь двухкомнатная квартира общей площадью 60 квадратных метров будет закупаться по цене 2,1 миллиона рублей, исходя из стоимости одного квадратного метра в 35 тысяч рублей.
Любопытно, что постановлением администрации города Иванова норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по городу Иванову на третий квартал 2015 года установлен в размере 29,2 тысячи рублей. То есть почти столько, сколько квартиры должны были стоить изначально.
Данный норматив – это не выдуманная цифра, не имеющая ничего общего с действительностью. Это величина, характеризующая рыночную цену, она используется для расчета размера социальных выплат на приобретение жилья.
Почему норматив на 15 процентов ниже цены, которую администрация готова заплатить за квартиры по программе расселения аварийного жилья? Наверное, это гримасы капитализма. Возможно, так и должно быть.
Теперь, собственно, о новшествах, призванных оптимизировать расходы на приобретение жилья для «аварийных» граждан.
Прежде всего, отныне расселять граждан из аварийного жилья можно, покупая не готовые квартиры, а в строящемся доме. Администрация города сама по себе не может быть участником долевого строительства. По смыслу и тексту федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», дольщик – это физическое лицо, гражданин.
Таким образом, судя по всему, ивановская мэрия собирается передавать некоторым гражданам не готовую квартиру, а договор о долевом участии в строительстве жилья. Со всеми вытекающими отсюда рисками для граждан и снятии с муниципальных властей ответственности.
И тут как нельзя кстати в пятницу 24 июля первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов провел заседание Совета при президенте России по жилищной политике и повышению доступности жилья.
Предполагается, что к 2020 году будет полностью запрещена схема долевого строительства. А уже с 2016 года начнется переходный период. Главе Минстроя Михаилу Меню дано поручение создать рабочую группу по разработке соответствующих изменений в федеральное законодательство.
Причем это не чисто правительственное новшество. С таким предложением выступил губернатор Московской области Андрей Воробьев, то есть это сделано на основе опыта региональных и муниципальных властей.
Почему ивановские власти не видят проблем, которые видят в Московской области и находятся в явном противоходе с существующими трендами?
Второй принципиальный момент ивановской программы расселения аварийного жилья. До сих пор новое жилье могло предоставляться исключительно на территории того населенного пункта, откуда происходило расселение, то есть в нашем случае – города Иванова. Отныне же, с согласия граждан, новое жилье может быть предоставлено в любом другом муниципалитете Ивановской области.
Можно предположить, что зачастую, доведенные до отчаяния люди согласятся на переезд, хоть куда. А в администрации этим воспользуются, и вряд ли будет возможно провести грань между добровольностью на выселение за черту города и понуждением к этому со стороны чиновников.