Кто более неэффективен в своем выборе: народ или губернатор?
Противопоставление, вынесенное в заголовок, следует считать несколько некорректным, поскольку теоретики и эксперты в деле осуществления власти народа, утверждают, что демократия – это процедура. Есть процедура – есть демократия, нет процедуры – нет и демократии.
И, тем не менее: демократию без процедуры представить невозможно, а процедуру без демократии – запросто.
После недавних местных выборов, в ближайший месяц-другой в Ивановской области будут избраны (назначены) новые главы муниципалитетов. Отныне местный глава будет руководителем исполнительной ветви власти, а не представительной, что, конечно же, более логично.
До сего момента, руководитель администрации был кем-то вроде сити-менеджера. То есть вроде бы у него вся полнота исполнительной власти, а статус какой-то сомнительный. А глава муниципалитета, хоть и имел вроде бы такой громкий статус, реально полномочиями не обладал.
Сейчас это дело поправили, но сразу же более выпукло, чем раньше обозначилась проблема вмешательства государственной власти в дела местного самоуправления.
Фактическое продавливание губернатором кандидатуры сити-менеджера всегда можно было уравновесить хоть и пустоватым, но формально обоснованным возражением, что глава муниципалитета избирается из числа депутатов. Отныне сити-менеджер получает статус главы местного самоуправления, хотя процедура его выбора–назначения осталась неизменной.
Причем процедура назначения глав это не хитрости ивановского губернатора Конькова и департамента внутренней политики. Это федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ему, половину конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы местного самоуправления формируют депутаты данного муниципалитета, а вторую половину – губернатор. В местном самоуправлении более низкого уровня, чем города или районы вторую половину формирует глава вышестоящего муниципалитета. Например, в конкурсную комиссию по отбору главы города Иванова своих людей назначит губернатор, а в конкурсную комиссию Плеса – глава Приволжского района.
Комиссия, наполовину состоящая из людей губернатора, никогда не допустит до голосования того человека, который не устраивает губернатора. И эта же комиссия всегда продавит выдвижение нужного губернатору человека.
По сути, и вполне законно губернатор вмешивается в деятельность местного самоуправления, фактически сам определяя, кто будет – не каким-то там сити-менеджером, а главой муниципалитета.
Никакого выкручивания рук, тайных переговоров, угроз или посулов депутатам с целью обеспечить нужное голосование. Всё по процедуре, которая четко прописана в законе и четко исполняется. Никакого волюнтаризма и попрания нормативных актов.
Казалось бы, демократия торжествует, потому что торжествует процедура. Но при этом главу, мэра определяют не жители и даже не депутаты, а губернатор.
Предполагается, что умный и ответственный губернатор лучше знает, кто самый эффективный менеджер на районе. Но ведь и Кабанова с Куликовым он сам выбрал, а не получил в наследство от проклятого режима.
Это к вопросу об эгоизме или инфантильности электората, который так и норовит выбрать во власть неэффективных менеджеров, популистов и криминалитет. Пока же, насколько можно судить, всем этим занимается именно губернатор.