Ивановский губернатор Коньков провел закрытое совещание с участием ректоров вузов, на котором обсуждались перспективы создания в регионе опорного университета.
Создание в регионах опорных университетов – это заключительный и, теперь понятно, что самый сложный и продолжительный этап реформирования системы высшего образования в России.
В результате, количество вузов должно сократиться, а их материальная база и качество образования – вырасти.
Опорный университет – это главный вуз региона (субъекта Федерации), в котором должно быть сосредоточено основное количество студентов и специальностей. Помимо опорного университета, в регионе могут остаться и другие вузы, но это не обязательно.
В целях реформирования, Министерство образования объявило осенью 2015 года о начале конкурса по отбору кандидатов на получение статуса опорного вуза региона. Его суть в добровольном объединении вузов, существующих в пределах территории одного субъекта Федерации. Итоги конкурса будут подведены в начале 2016 года.
Данное мероприятие называют первым этапом конкурса, хотя, это не совсем так. В Министерстве предпочитают другую формулировку: в 2015 году условия конкурса подразумевают участие только объединяющихся вузов, в дальнейшем условия конкурса могут быть изменены. И они, конечно же, будут изменены.
На первом этапе всего-навсего, без какого-либо давления и угроз со стороны государства (кроме моральных и потенциальных) осуществлена попытка мирного, добровольного объединения вузов – оптимизации их количества.
Таким образом, наиболее слабых или покладистых отсеяли сразу, а дальше уже начнется серьезная работа. В арсенале Министерства образования РФ есть два инструмента и четыре метода воздействия на вузы в контексте реформирования.
Первый инструмент, он же метод – конкурентный, с использованием бюджетного финансирования в зависимости от выполнения (невыполнения) определенных параметров научной и образовательной деятельности.
Второй инструмент – административный, с использованием трех классических методов: лицензирование; государственная аккредитация; запрет на прием обучающихся.
Отличительной особенностью нынешнего этапа реформирования является то, что оно требует или допускает формализованное участие руководства субъекта Федерации. То есть административное давление со стороны региональных властей, которые формально не участвуют в регулировании высшего образования, изначально включено в тактику и стратегию министерской реформы.
В Иванове (то есть в Ивановской области, так как филиалы вузов не входят в число субъектов реформирования, а сами вузы есть только в областном центре) процесс добровольного объединения выглядел с самого начала практически невозможным.
Помимо того, что есть два отраслевых вуза (объединение возможно при условии согласия учредителя) – Сельхозакадемия и Медакадемия, другие четыре вуза при одном учредителе, Министерстве образования, выглядят весьма неоднородно и при этом амбициозно.
Очевидно, что позиции Энергоуниверситета и Химуниверситета предпочтительнее с точки зрения науки, и в контексте создания опорного вуза. Ивановский госуниверситет – классический пединститут плюс экономический и юридический факультеты.
Самое слабое звено – Политехнический университет. Научная школа, традиции и так далее – никакого сравнения с ИГЭУ и ИГХТУ. При этом очевидно однопрофильный технический вуз. При всем уважении, если его ликвидировать прямо сегодня, то кроме ректора, проректоров и еще нескольких администраторов этого попросту никто не заметит.
Однако у ректора ИВГПУ Роберта Алояна, возможно, самые большие амбиции. Можно смело утверждать, что реформирование вузов в Иванове будет проходить с привнесением дополнительных обстоятельств, сгенерируемых в Политехе.
Ивановский губернатор Коньков фактически самоустранился от деятельного участия в реформе, тем более что как нельзя кстати под руку подвернулась Ольга Хасбулатова, вернувшаяся из «СУ-155». В ранге помощника губернатора она отвечает за взаимодействие с вузами. Но вузовская общественность Хасбулатову либо не воспринимает, либо воспринимает с опаской.
На совещании у губернатора было только констатировано, что ивановские вузы не участвуют в конкурсе Министерства образования по созданию опорных университетов на данном этапе.
Было принято решение готовиться к следующему этапу. Для этого в каждом вузе создаются рабочие комиссии из числа своих сотрудников, и будет проходить некая подготовительная, явно не научная, работа. В состав рабочих групп будут включать (уже включают) собственных политических тяжеловесов, то есть членов Народного фронта, политсовета «Единой России» и прочего добра (у кого есть, конечно).
В общем, для ивановских вузов все только начинается. И, судя по всему, борьба ожидается очень жесткой. Присоединяться и самоликвидироваться никто не будет. Зато будет конкурентное позиционирование, включая такой важный его элемент, как лоббистская деятельность в Министерстве образования РФ и правительстве Ивановской области. Ну, а если деятельно подключатся ОНФ, «ЕдРо» и другие политические силы, то здесь такой «Гарвард» начнется…