Младенческая смертность в Ивановской области выросла почти втрое. Возможно, это связано с прекращением практики манипуляций со статистикой при регистрации умерших детей в Ивановском НИИ материнства и детства.
Ивановостат подвел итоги демографических процессов на территории Ивановской области в первом квартале 2016 года.
Число родившихся по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилось с 2675 до 2634.
Число умерших, наоборот, возросло – с 4373 до 4428.
Естественная убыль населения выросла с 1698 до 1794 человек в абсолютных цифрах; коэффициент (на тысячу населения) увеличился с минус 6,6 до минус 7.
Миграционные потоки также были отрицательными. Число прибывших составило 6258, число выехавших за пределы области – 6532.
Однако самый тревожный факт – это почти трехкратный рост младенческой смертности.
Как пишут в учебниках, младенческая смертность характеризует смерть новорожденных детей от рождения до исполнения одного года. Она выделяется из общей проблемы смертности населения ввиду особой социальной значимости. Ее уровень используется для оценки здоровья населения в целом, социального благополучия, качества лечебно-профилактического обслуживания женщин и детей.
В первом квартале 2016 года коэффициент младенческой смертности (число умерших на тысячу родившихся живыми) составил в Ивановской области 9,5. В первом квартале 2015 года коэффициент составлял 3,35.
В целом по России коэффициент младенческой смертности составлял в 2014 году 7,5; в 2015 году – 6,6.
Коэффициент младенческой смертности в Ивановской области начал стабильно снижаться с 2006 года, с момента прихода на должность губернатора Михаила Меня, который уделял большое внимание статистическим показателям.
В тот год коэффициент составил 9,1. В дальнейшем продолжил снижаться, достигая в отдельные периоды вполне европейских показателей ниже 6,0.
Что произошло в Ивановской области в этом году? Тем более что в регионе работает крупный федеральный центр – Ивановский НИИ материнства и детства. На платной основе НИИ обслуживает всех желающих рожениц, по федеральным квотам жителей нескольких регионов, включая все соседние области.
В сентябре прошлого года были опубликованы официальные данные, полученные из администрации Владимирской области, свидетельствующие о том, что Ивановский НИИ материнства и детства в течение нескольких лет манипулировал статистикой младенческой смертности.
Конкретно речь шла о случаях в городе Коврове. Представитель НИИ выезжал по месту регистрации матери умершего младенца, находил отца и убеждал в невозможности регистрации смерти в Иванове. Вместе с отцом присутствовал в местном ЗАГСе для регистрации смерти.
Подоплека таких действий довольно очевидна. Финансирование НИИ производится из трех источников: за счет клиентов; за счет бюджета; за счет Фонда обязательного медицинского страхования. Чем больше оказано услуг и чем выше статистика качества оказания услуг, тем выше общий объем финансирования НИИ и его руководителей.
Разумеется, женщины с большим желанием поедут в Ивановский НИИ материнства и детства, если известно, что в Ивановской области чуть не самый низкий по стране показатель младенческой смертности.
Похоже, что резкий, почти трехкратный рост младенческой смертности в Ивановской области не связан с какими-то экстраординарными событиями и явлениями – просто теперь статистика правильная. И, судя по всему, реально она всегда была далекой от идеала, а хорошие цифры достигались, в том числе, за счет разного рода манипуляций.
Важно, что в прошлом году ни правительство Ивановской области, ни областной департамент здравоохранения никак не комментировали и тем более не опровергали серьезные обвинения в манипуляциях с младенческой смертностью.