В поисках российского в ненастоящем российском трикотаже.
Полпреда президента в ЦФО Александра Беглова, который посетил Ивановскую область 28 ноября, свозили на экскурсию в Фурманов – на фабрику по производству трикотажного полотна «Миртекс».
Вот что по этому поводу заявил Беглову губернатор Коньков (фраза не вырвана из контекста, а целиком цитируется по официальному сообщению регионального правительства): «Трикотаж исторически для России был импортным товаром, и то, что он сегодня в большом количестве производится на территории Ивановской области – наглядное свидетельство импортозамещения и диверсификации в текстильном бизнесе».
Не могу себе представить, чтобы полпреду президента в СЗФО Цуканову при посещении завода «Форд Мотор Компани» губернатор Ленинградской области Дрозденко сказал бы: «Форд исторически для России был импортным товаром, и то, что он сегодня в большом количестве производится на территории Ленинградской области – наглядное свидетельство импортозамещения и диверсификации в автомобильной промышленности».
Компания «Миртекс» в Фурманове построена на турецкие деньги, принадлежит турку Акйолу Мехмету, использует импортное оборудование и сырье. И даже прекрасный Лодышкин руку свою не приложил к созданию этого трикотажного производства – само как-то выросло.
Этот турецкий трикотаж из Фурманова – не импортозамещение, а скорее, локализованная сборка.
Вообще, слово «импортозамещение» – верх экономической, финансовой, бухгалтерской, социальной и прочей бессмыслицы. Даже пропагандисты (не ивановские, из тех, что поумнее) предпочитают использовать другие слова.
Во всяком случае, нужно различать целевые аудитории. Рассказывать полпреду про импортозамещение на турецкой фабрике – все равно что прямо в лицо заявить ему: ну и дурак же ты, что слушаешь меня.
Кстати, кризис в Российско-Турецких отношениях совсем не завершился. Послабления сделаны только для туризма. Государственные и муниципальные закупки по-прежнему находятся под «турецким» запретом. В частности, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещено «организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики».
А вот это уже попахивает импортозамещением. «Миртекс» с его турецкими корнями вряд ли сможет продать свой трикотаж по государственным или муниципальным контрактам, вот тут-то и должны объявиться настоящие российские производители, но если таковых нет, то значит опять китайский импорт.
У господина Акйола Мехмета в России еще множество компаний. В Иванове две: «Элит Групп» и «Мадио Транс» вместе с господами Дениз Мерал, Дениз Селим и Сюмер Реджеп. И это здорово, зарубежные инвестиции, оборудование, технологии и организация труда. Но вот с импортозамещением давайте как-то поосторожней, ведь, по сути, получается российская подделка импорта.