Экономика и политика

СК во второй раз отказался возбуждать уголовное дело по фактам подделки подписей на выборах в Ивановскую облдуму

Следственный комитет в очередной раз отказал в возбуждении уголовного дела по установленным фактам подделки подписей в период избирательной кампании на дополнительных выборах в Ивановскую областную думу 18 сентября 2016 года.

18 сентября прошлого года вместе с выборами в Госдуму проходили дополнительные выборы депутата Ивановской областной думы по округу № 12 (Тейково). Место оказалось вакантным после того, как депутат Светлана Романчук в ноябре 2015 года была назначена директором областного департамента здравоохранения.

«Единая Россия» выдвинула предпринимателя Алексея Коробова, на тот момент бывшего также и депутатом Ивановской городской думы. Он и победил на выборах.

Основным соперником Коробова и «Единой России» был тейковчанин Михаил Крайнов, который шел от КПРФ. Его шансы по всем прогнозам были велики. Работали по нему серьезно, достаточно сказать, что кандидатом от  партии «Коммунисты России» был зарегистрирован однофамилец – Крайнов Алексей, безработный.

Второй Крайнов никакой избирательной кампании не вел, но получил свои 1700 голосов, очевидно, в основном из-за того, что избиратели просто путали его в бюллетене для голосования с Михаилом Крайновым, который, наоборот, был весьма активен в ходе кампании. Ну, а на слуху, понятно – просто фамилия Крайнов.

Это одна из разновидностей так называемых «серых» технологий, часто использующихся на выборах. Чтобы был понятен расклад: Коробов набрал 10200 голосов; Михаил Крайнов – 4100; и остальные все вместе еще 9100 голосов (участвовал даже главный по отходам Павел Попов).

То есть выборы были, мягко говоря, напряженными, а главное, что был документально подтвержденный факт подделки подписей в поддержку выдвижения нескольких кандидатов.

Уже после выборов, 10 октября 2016 года Тейковский следственный отдел следственного управления Следственного комитета России по Ивановской области начал проверку сообщения о совершенном преступлении.

8 декабря 2016 года было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. 15 декабря Тейковская прокуратура вернула материалы в Следственный комитет. 26 декабря началась вторая проверка.

24 января 2017 года, когда главный идеолог и политтехнолог ивановской «Единой России», заместитель председателя регионального правительства по внутренней политике Виталий Ильюшкин подал в отставку, Следственный комитет во второй раз принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Не исключаю, что если бы Ильюшкин уволился пораньше, то и решение Следственного комитета могло быть иным. Вполне возможно, что прокуратура опять вернет дело в СК.

Информация о подделке подписей звучала с разных сторон. Были предположения, слухи, догадки. Важно, что суть произошедшего будет далее изложена только в соответствии с теми фактами, которые установил Следственный комитет. Соответствующие документы есть в распоряжении редакции.

Среди восьми кандидатов, принявших участие в выборах, были в том числе: Роман Астафьев («Гражданская платформа») и Андрей Бусарев (38 лет, «Российская партия пенсионеров за справедливость»).

Следственный комитет установил, что часть граждан, чьи подписи имеются в подписных листах в поддержку кандидатов Астафьева и Бусарева в действительности ничего не подписывали. Более того, одна из якобы подписантов, к тому времени умерла.

Дальше очень интересно. Руководитель исполкома регионального отделения партии «Единая Россия» Елена Матиенко пояснила в Следственном комитете, что Астафьев и Бусарев во второй половине июля 2016 года обратились к ней (напоминаю: это кандидаты от «Гражданской платформы» и «Российской партии пенсионеров») с просьбой об оказании им консультативной и технической помощи.

При этом Матиенко показала, что никого, в том  числе Шевелеву, Комкову, Литову и Литвиненко собирать подписи в чью-либо пользу не заставляла.

Астафьев и Бусарев показали, что сборщиков подписей они нашли в Ивановском региональном отделении партии «Единая Россия», обратившись к руководителю исполкома Елене Матиенко, которая посоветовала им самим обратиться к работникам отделения, что они и сделали.

И немедленно ряд находившихся в тот момент сотрудников, а также (!) посетителей, включая указанных выше женщин, согласились собирать подписи за Астафьева и Бусарева «на безвозмездной основе».

В дальнейшем Астафьев и Бусарев никак не контролировали и не координировали работу по сбору подписей. Со сборщиками подписей ранее не знакомы, денег никому не платили.

Шевелева, Комкова, Литова и Литвиненко, которых так случайно нашли два кандидата, показали, что собирали подписи за Астафьева и Бусарева, и даже выезжали по указанным адресам. (Напоминаю, что по указанным адресам, как установил Следственный комитет, никто подписи не собирал)

Женщины утверждают, что выезжали в населенные пункты самостоятельно, независимо друг от друга, в одиночку (это чтобы сговора не было, и об этом будет дальше). Подписи не подделывали, доступа к паспортным базам данных не имеют.

Заместитель начальника департамента внутренней политики Ивановской области Надежда Жаравина показала, что доступа к персональным данным жителей Ивановской области не имеет, работу по сбору подписей не организовывала.

Следственный комитет установил, что часть подписей в поддержку выдвижения кандидатов Астафьева и Бусарева были однозначно подделаны. К пояснениям Шевелевой, Комковой, Литовой и Литвиненко СК относится критически, поскольку они противоречат показаниям граждан, чьи подписи были подделаны.

Однако Следственный комитет установил, что подделка подписей не была сопряжена с подкупом, насилием или принуждением. Также в действиях указанных лиц не нашлось признаков организованной группы, так как действовали они каждая самостоятельно, и не было у них сговора.

Отсутствуют объективные данные о том, что указанные лица, включая врио нотариуса Бугорскую С. Е., удостоверившую их подписи в подписных листах, и кандидатов Астафьева и Бусарева, создали организованную группу.

Также Следственный комитет путем арифметических подсчетов пришел к выводу, что вне зависимости от того, участвовали бы Астафьев и Бусарев в выборах или их бы не допустили к участию в выборах, победу все равно бы одержал кандидат от «Единой России» Алексей Коробов.

Все это имеет ключевое значение, поскольку, согласно статье 142 УК РФ «Фальсификация избирательных документов», состав преступления усматривается в том случае, если подделка подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов была совершена в составе организованной группы, с подкупом или принуждением либо повлекла существенное нарушение прав и законных интересов граждан.

А так как Коробов все равно бы победил, то, соответственно, отсутствует нарушение прав граждан, в данном случае, занявшего второе место Михаила Крайнова.

Таким образом, в действиях указанных лиц нет состава преступления, но может усматриваться состав административного правонарушения. В возбуждении уголовного дела отказано по причине отсутствия признаков совершения преступления.

Однако Следственный комитет почему-то обошел вниманием заключительную фразу части 2 статьи 142 УК РФ – «либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Законодатель не зря же добавил ее в качестве признака преступления, таким образом, указывая на различие между «интересами общества и государства» и «существенным нарушением прав и законных интересов граждан».

Интересы общества и государства в контексте избирательного процесса в нашей стране, где носителем власти является народ, заключаются в честном и прозрачном избирательном процессе, вне прямой связи с конкретными итогами выборов. Так как сама процедура выборов уже есть один из ключевых элементов соблюдения интересов общества и государства.

Возможно, для кого-то, как, например, для ивановского Следственного комитета это софистика, что они и продемонстрировали уже дважды. Хотя, представляется, что дело еще не закончено.

Понятно, что эти дамы, которые собирали не собирая, пешки. И было бы верхом несправедливости судить или осуждать их, оставив без внимания кукловодов. Так, видимо, в этом-то все и дело.

Пикантность событию придает то обстоятельство, что отец руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Ивановской области Александра Булаева – известный российский политик и государственный деятель, неоднократно избиравшийся депутатом Госдумы от «Единой России», а ныне первый заместитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Николай Булаев.

Вопрос, конечно, не простой. В общем, отчасти философском смысле, нужно проявить мужество, чтобы не возбуждать уголовное дело, если вдруг для этого (возбуждения дела) были бы какие-то основания. Не меньшим мужеством нужно обладать, чтобы возбудить уголовное дело, где главные фигуранты, по сути, партия власти и крупные руководители.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем