Экономика и политика

Простые решения

Правительство Ивановской области скрыло от населения и экспертов наличие альтернативной программы в сфере обращения с ТКО.

22 июня в региональном правительстве состоялось большое совещание, посвященное переходу с 1 июля 2017 года на новую систему обращения в сфере твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Ивановской области.

На совещании не обсуждались доводы за или против – это был смотр готовности к переходу и утверждение тарифа. Губернатор поручил ввести систему в действие и установить тариф не выше 88 рублей. Это ниже предложенного изначально в размере 104 рублей, но все равно намного больше, чем существующие сейчас платежи за вывоз мусора.

Ну, еще можно сказать, что бонусом попытались убедить скептиков и население в целом, что это на благо, и все равно придется.

Подготовка к переходу на новую систему шла вроде бы публично. Правда, только на заключительном этапе, когда на самом деле все уже было решено. Даже конкурсный отбор регионального оператора, проводившийся в декабре прошлого года, по сути, был скрыт от публики. И это странно, так как речь идет фактически о новом виде обязательных платежей.

С начала этого года началось как бы обсуждение. Хотя, суть новой системы никто не обсуждал – только размер обязательного взноса.

За прошедшие полгода никто так и не удосужился толком объяснить суть и смысл новой программы, что, по всей видимости, лишний раз доказывает сомнительность всей системы и неуверенность авторов и бенефициаров в убедительности своих доводов.

Какое отношение имеют экологические налоги, мусороперерабатывающие заводы, которые сами по себе отдельный бизнес, к конкретной услуге по вывозу мусора для населения? Услуга эта, надо сказать, сегодня прекрасно оказывается по существующим тарифам. И почему то, за что сегодня мы платим рубль – завтра мы должны платить даже не рубль с копейками, а сразу два? И абсолютно точно, что в новом году тариф будет значительно повышен: нынешняя «благотворительность» – это временная социально-политическая уступка.

Новая система в сфере обращения с ТКО – это пример так называемых «простых решений», которые, как правило, дают сиюминутный результат за счет неэффективного роста привлекаемых ресурсов, на самом деле не решая проблему, а откладывая ее и порождая новые.

Если на что-либо не хватает денег, то их надо найти. Самый простой способ – выйти вечером с ножичком на улицу и подкараулить какую-нибудь беззащитную жертву. Не хватает денег до получки? – сходи в ларек микрофинансовой организации, благо их сейчас развелось чуть не на каждом шагу, там сразу и дадут.

Для государства самый эффективный (эффектный?) способ – это объявить изначально конкурентный вид деятельности монополией и установить новую монопольную цену. Пусть в этой цене будут скрыты коррупция и неэффективность, но сегодня мы заткнем эту дыру. А завтра уже никто не поймет, что скрывается за этой монополией, насколько эффективно она работает и есть ли другие возможности. Потому что любая монополия – это вещь в себе, идеальная замкнутая система, которая никак не взаимодействует с другими системами и рано или поздно просто губит себя. Хорошо только, жить в эту пору «прекрасную» уж не придется ни Минстрою, ни губернатору. Но сегодня все хорошо.

По сравнению с региональным оператором в сфере капитального ремонта МКД, у системы с регоператором в сфере ТКО есть одно принципиальное отличие. Программа капремонта прозрачна и понятна. Больше того, собранные деньги не только известно, как и на что расходуются, но они даже при желании собственников жилья могут аккумулироваться на их спецсчетах.

В случае с ТКО деньги уходят неизвестно на что с нулевым общественным контролем, и моментально и без вариантов становятся собственностью частной компании.

Современные экономисты и специалисты в области управления, даже совсем не либеральные и даже в России, утверждают, что мы буквально в последние несколько лет ворвались в новую реальность. Ее главная особенность в том, что стоимость трудовых ресурсов уже не играет ключевой роли. Не столь важно, где размещать производство – во все еще бедных Индии и Китае или в богатых Европе и США. Стоимость трудовых ресурсов уже не так важна: на первое место выходит качество управления.

Предыдущий абзац, возможно, выглядит не к месту. Но сегодняшняя управленческая беспомощность задает негативные тренды на годы, если не десятилетия вперед. И, может быть, самое главное – нынешняя модель управления не позволяет отделить влияние коррупционных факторов на принятие решений. Таким образом, возникает аберрация, искажения, которые не позволяют оценить ни эффективность системы, ни искренность тех, кто ее продвигает.

Подспудные течения и подковерные интриги вокруг сферы вывоза ТКО и ее реформирования существуют давно. Оказывается, в течение последних полутора лет идет постоянная переписка (есть в распоряжении редакции) между неким новосибирским ЗАО «Авторециклинг» и губернатором и департаментом ЖКХ Ивановской области.

Переписка довольно простая: «Авторециклинг» предлагает, наши невнятно отказывают. Новосибирцы даже разработали пресловутую территориальную схему обращения с отходами для Ивановской области. Она, судя по всему, типовая для большинства субъектов Федерации, но она есть. Причем она появилась раньше, чем наши специалисты из партии «Справедливая Россия» разработали свою для Ивановской области.

Но никто же ее за пределами одного-двух кабинетов не изучал, и даже не знает о ней ничего. Суть новосибирских предложений заключается в том, что при современном развитии технологий и химической науки, в контексте уже существующих и рабочих моделей, твердые коммунальные и производственные отходы – это не мусор, а золотое дно. Плюс к этому рециклинговые технологии подразумевают снижение до нуля негативное воздействие отходов на окружающую среду.

В перспективе, за вывоз мусора вообще не придется платить, так как переработчики будут бороться за право собирать отходы. Но это, может быть, далекая перспектива, а сегодня «Авторециклинг» предлагает систему в рамках действующего тарифа.

Может быть, это фантастика и прожекты? Может, хотя, ничего сверхъестественного в этом нет. В любом случае, кто-нибудь это обсуждал или хотя бы что-то слышал об этом? Не пойми чего наш департамент экономики собирается обсуждать на «Точке кипения». Вот есть реальная проблема – обсудите. Да никогда.

Потому что в той схеме, которую предлагают новосибирцы – в ней нет Минстроя и двух великих коммунальщиков современности Меня и Чибиса. В ней нет неконтролируемых сверхприбылей за счет населения. В ней нет роста тарифа, который, в том числе, может быть достигнут за счет коррупционной составляющей взаимоотношений власти и бизнеса.

То есть в этой схеме нет чиновника на уровне постоянного присутствия. Есть только управленческое решение, принятое на определенном отрезке времени. Но именно это и не вписывается в действующую управленческую модель.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем