Сакральное, по Солженицыну: «Как нам напечатать газету».
Давно так не смеялся, как намедни, читая итоговый протокол конкурса для заключения контракта на печать обновленной газеты «Рабочий край» в первом полугодии 2018 года. Напомню, что сейчас идет заключительная стадия реформы старейшей в Иванове и одной из старейших в России газет.
С одной стороны, «Рабочий край» возвращается к истокам – к формату бесплатного боевого листка в целях продвижения интересов издателя и владельца. Были большевики, теперь меньшевики-шарыповцы. С другой стороны, с учетом многолетней советской и постсоветской истории, газета, наоборот, отказывается от консервативного прошлого или, красиво говоря, делает ребрендинг.
Застрельщиками реформы выступили медиахолдинги «Частник» и «1000инф», которые к газете «Рабочий край», вообще-то, никакого отношения не имеют. Но газета, а точнее МУП «Редакция газеты «Рабочий край» ежегодно получает из бюджета весьма приличное финансирование на весьма сомнительных правовых основаниях. Хотя, скорее всего, без правовых оснований. На 2018 год – это 9,3 млн рублей.
Понятно, что все дело в деньгах – для медиаменеджеров, и в усилении общественно-политического влияния – для мэра Шарыпова.
Так как деньги бюджетные, то закупки в обязательном порядке осуществляются на торгах. Первое публичное явление или действо обновленного «Рабочего края» – это конкурсы на доставку газеты и на ее печать в первом полугодии 2018 года.
На конкурс по печати заявились три участника. Типография «А-Гриф» (холдинг «Частник»), ярославская «Новая газетная типография» и ИП Хлопкова.
Про Хлопкову надо пояснить, что это одна из ипостасей ивановской типографии «Гранат», то есть собственно «Гранат» и есть. В этой типографии печатаются многие газеты Ивановской области, включая тот же «Рабочий край» (до конца 2017 года). Так вот, Хлопкову с ее «Гранатом» вообще не допустили к непосредственным торгам. На описание обоснования время тратить не будем. Причина же, скорее всего, в самой низкой цене предложения.
И здесь важно рассказать о том, кто придумывал обоснования и разрабатывал конкурсную документацию. Наши старые знакомые – «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов», которое входит в группу компаний Марка Геллера. Руководитель агентства – Кирилл Шамин, который не так давно был приговорен к штрафу за посредничество в коммерческом подкупе.
Итак, в финальную часть торгов вышли две типографии: «А-Гриф» и «Новая газетная типография». Про ярославскую можно сказать, что это специализированная газетная типография, хорошо известная не только в соседнем регионе, но и в Ивановской области. Она печатает «Комсомольскую правду», «Аргументы и Факты», «Хронометр», районные газеты Ивановской области и даже газету областного правительства «Ивановскую газету» (с нового года печатать будет «Гранат», который на последних торгах здорово опустил цену и которого не допустили к участию к торгам на печать «Рабочего края»).
«А-Гриф» также хорошо известен, не в последнюю очередь своим слоганом: «Полиграфия как искусство». Вот в искусстве и полиграфии все и дело. У «А-Грифа», то есть «Частника» нет газетной печатной машины. Есть прекрасное, дорогое оборудование для печати прекрасной, дорогой полиграфии. Можно, конечно, напечатать и обычную газету. Но это как стрелять из пушки по воробьям – слишком дорого за единицу добытой дичи.
Максимальная цена контракта была установлена в 3,25 млн рублей. Судя по всему, ее и устанавливали изначально, исходя из потребностей дорогого «Частника». Ведь, «А-Гриф» в своей заявке не подвинулся ни на копейку, указав максимальные 3,25 млн рублей, словно, точно зная, что контракт он получит по-любому.
Предложение «Новой газетной типографии» было более выгодным – 2,855 млн рублей.
Вопрос, кто выиграл – неуместен и даже и глуп. Разумеется, как это принято у Геллера и Шамина, не тот, чье предложение вроде бы выгоднее, а тот, чье дороже. Потому что выгода – понятие относительное.
Но как?! Ведь все, казалось бы, очевидно в пользу «Новой газетной типографии». Спокойно, работает «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов».
Для определения победителя в торгах было установлено три критерия: цена – 60 баллов (процентов); квалификация участников – 10 баллов; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 30 баллов.
По первому критерию «Новая газетная типография» получила наибольшее количество баллов – 60; «А-Гриф» – 52,72. Справедливо. А дальше начинаются фокусы, я бы даже сказал откровенная цыганщина. При этом следует признать, что Геллер с Шаминым теряют хватку или интерес к этим забавам, раньше они были остроумней и изобретательней. В данном случае как-то уж совсем просто, без огонька подошли.
По критерию «квалификация участника» ярославская «Новая газетная типография» получила баранку, потому что не подтвердила наличие опыта работы «не менее чем десяти лет совокупно». «А-Гриф» – максимальные 10 баллов.
По критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» «Новая газетная типография» получила баранку, потому что среди прочего «отсутствует графическая схема, позволяющая правильно оценить предлагаемую технологию производства» (юрист с судимостью Шамин оценивает технологию производства по схеме?). «А-Гриф» получает за качество и экологию максимальные 30 баллов. И, с разгромным счетом 92,72 – 60 «Частник» побеждает в этой схватке.
И все бы вроде ничего. Но только как теперь «Частник» и возрождающийся из пепла «Рабочий край» будут совмещать столь любимый провинциальный пафос и стенания «доколе еще не все будут жить у нас честно и справедливо и почему еще кое-где у нас порой встречаются недостатки» с этими чудесными торгами? До сих пор совместить в одной голове столь мало совместимое без последствий для собственного психического здоровья удавалось у нас только одному человеку – гендиректору и главному редактору «Барса» Сергею Кустову.
Не могу советовать столь уважаемым игрокам рынка печатной продукции как «Гранат» и «Новая газетная типография», но, на мой взгляд, необходимо обращаться в соответствующие органы и отменять этот смешной конкурс. Ну, хоть какие-то берега нужно видеть.
Говорят, как встретишь Новый год – так его и проведешь. С обновленным «Рабочим краем» он имеет все шансы быть веселым и задорным. По крайней мере, для наиболее эффективных ивановских медиаменеджеров.
P. S. И самое смешное: «Частник» печатает свой бесплатный «Частник», конечно же, не в «А-Грифе», а в «Гранате».