Вместо кластеров – всероссийский колл-центр.
Прежний ивановский губернатор Павел Коньков простоял у руля региона четыре года. Несмотря на то, что это полновесный электоральный цикл, нельзя говорить об эпохе Конькова или даже периоде Конькова. Скорее, это было междуцарствие или даже безвременье.
Сегодня очевидно, что Павел Коньков войдет в историю ивановского края номинально, как два листка календаря. Эпоха Михаила Меня перетекла в эпоху Станислава Воскресенского. Для последнего это пока все еще большой аванс, но он уже заслужил.
Мень и Воскресенский при некоторой схожести ситуации прихода в область, имели абсолютно разные стартовые возможности. Однозначно, Михаилу Меню было намного тяжелее.
По большому счету, Мень ничего собой не представлял. За ним маячила фигура влиятельного московского мэра Юрия Лужкова, и больше ничего. Ни связей, ни денег. Имя, скорее, только мешало. С одной стороны оберегало, с другой – ставило печать на образ.
Вся спекулятивная, фейковая, громогласная и бессмысленная эпоха губернатора Меня укладывается в горестный надрыв, прорвавшийся у него в разговоре с Ксенией Собчак при облете Ивановской области на вертолете: Есть мечта – привести сюда якорного инвестора.
Восемь лет меневской эпохи – и никакого якорного инвестора. Да что якорные, простые инвесторы шарахались от Ивановской области, познакомившись с подручными губернатора. А ведь сам-то – и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Тотальное воровство, красивое слово «кластер» и конфетная обертка для всего, что можно завернуть. Вот эпоха Михаила Меня.
Воскресенский – другой. В плане возможностей – полная противоположность Меня. У него есть и деньги, и связи. Монетизация должности его не интересует, и одно это создает принципиально иной фон, ставя во главу угла другие инструменты. Но даст ли это реальный эффект для региона?
Сверхзадача у губернаторов Меня и Воскресенского одна – уйти отсюда с хорошими показателями. И времени мало: такие сверхзадачи имеют смысл только в краткосрочной, в крайнем случае, в среднесрочной перспективе. Успехи здесь и сейчас.
Всего за четыре месяца Воскресенский сделал то, что Мень не смог за восемь лет. Сделал, кажется, почти не напрягаясь.
Первое – это поезд «Иваново–Москва». Его пока еще нет, но даже короткий опыт пребывания в регионе нового главы области позволяет сделать вывод, что будет. Впервые за всю ивановскую историю поезд в столицу сможет дойти быстрее, чем за четыре часа. Фантастика!
Не надо электричек и, соответственно, электрификации железнодорожных путей. Не надо модернизации рельсов, шпал, переездов, семафоров и прочего безысходного и невозможного. Надо просто сказать гендиректору «РЖД», назначаемому правительством РФ, что я, как бывший замминистра экономики РФ и в перспективе министр чего-нибудь, ставлю задачу дотащить вагоны из Иванова в Москву в цивилизованные сроки.
И оказалось, что это возможно. Тепловоз немного модернизируют, расписание скорректируют – и вуаля, приехали. Похоже, действительно, так и будет.
Два других достижения. Сначала одна из крупнейших страховых компаний страны «Согаз», а буквально на днях и энергетический гигант «Интер РАО» переводят в Иваново свои вспомогательные сервисные подразделения, по сути, колл-центры.
Все три позиции носят явно внеэкономическую подоплеку. Это чисто административные, волевые решения, организованные Воскресенским.
«РЖД» никакие ивановские поезда не нужны. Экономического интереса нет. Социальная составляющая формально реализуется: поезда ходят, пассажиры ездят. Претензий нет, а если есть, то еще вопрос у кого их больше – у области к «РЖД» или у «РЖД» к области.
Колл-центры «Согаза» и «Интер РАО» можно было бы разместить где угодно. Судя по всему, обеим компаниям выгоднее было бы вообще ничего не менять или размещаться где-то в другом месте, не в Иванове.
Но Воскресенский заставил всех трех сделать, как ему надо. Какой эффект это даст Ивановской области? Мягко выражаясь – минимальный, экономически почти незаметный, стремящийся к нулю. Та же группа «Интер РАО» уже многие годы не может или не хочет запустить в нормальную работу электростанцию «Ивановские ПГУ» в Комсомольске. Вот это имеет реальный экономический эффект.
Приостановка работы «Ивановских ПГУ» в 2017 году обрушила индекс промышленного производства всей области. Но здесь Воскресенский ничего не сделает, и сделать не сможет. Все будет определяться уже реальными экономическими интересами и производственными и технологическими проблемами.
При всем уважении к господину Воскресенскому, решения по «Согазу» и «Интер РАО», наверное, можно было бы отнести к разряду «создание административных барьеров». Поскольку они явно проталкивались через структуры правительства РФ и, возможно, на самом деле не очень выгодны компаниям.
Таким образом, возможности бывшего губернатора Михаила Меня и нынешнего Станислава Воскресенского несопоставимы. Но задачи и точка приложения сил у них одни и те же. Ивановская область – это как футбольный газон плохого качества. Он уравнивает шансы плохой и хорошей команды. А тренировочный процесс не важен – важен счет на табло.