Если у вас осталась хоть капля стыда и совести – отпустите Тарковского, у вас нет на него прав.
С момента появления в 2007 году, Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского был нелегитимным и откровенно спекулятивным созданием. Таковым и остается.
Все, кто тогда и сейчас причастны к фестивалю, не имеют никакого права ни на название «Зеркало», которое явно соотносится с названием фильма, а не с куском стекла в комоде, ни тем более на имя режиссера Тарковского.
Наследник Тарковского – его сын. Он не имеет отношения к фестивалю и к тому, что некие граждане в своих целях эксплуатируют имя режиссера. Права на большинство фильмов Тарковского, за исключением «Ностальгии» и «Жертвоприношения», принадлежат Мосфильму, который также не имеет никакого отношения к фестивалю «Зеркало».
Нельзя просто так взять и присвоить себе чье-то имя, пусть ты даже некий кинофестиваль. Те зарубежные участники, пусть и далеко не из первого кинематографического эшелона, которых заманивают в Иваново великим именем, воспринимают ситуацию и данное мероприятие соответственно статусу имени Тарковского. А это совсем не так.
Кто эти люди, которых именуют учредителями, президентами, директорами кинофестиваля? Кто наделил их этими полномочиями? Очевидный ответ – никто. Это самозванцы.
Учредить международный кинофестиваль имени Тарковского, с фамилией режиссера и названием его фильма на вывеске, может только неформальная, созванная специально для этого ассоциация граждан и международных институтов, пользующихся безусловным авторитетом, с постоянно действующим международным Попечительским советом. Но никак не АГУ «Областной координационно-методический центр культуры и творчества», потому что он распределяет контракты на организацию и проведение фестиваля из бюджета Ивановской области.
Однако даже спекуляция именем Тарковского ни единожды не вывела фестиваль на приемлемый уровень. Более того, он деградирует год от года. Постепенно, по мере прочтения «Запечатленного времени» и «Мартиролога» Тарковского, от фестиваля откололись маститые российские деятели из числа тех, кого знал Тарковский.
Первый президент фестиваля Инна Чурикова, прочитав в «Мартирологе», что думал Тарковский о ее муже Глебе Панфилове, носа больше не кажет на фестивале. Распускавший перья, надутый Бурляев, тоже исчез, узнав мнение режиссера о своих актерских способностях.
Долго сопротивлялась Наталья Бондарчук. Но она, судя по всему, в полном соответствии с той характеристикой, которую ей дал Тарковский, книг не читает, возможно, ей просто рассказали. И про нее, и про ее отца, который охотно выполнял поручения советского правительств в жюри Каннского фестиваля по недопущению получения Тарковским главного приза.
Да, старичкам не повезло: они жили в одно время с Тарковским. Зато как повезло всем этим Лунгиным, Меням, Воскресенским, Плаховым, Шавловским и прочим. Тарковский их не знал, ничего про них сказать не может. Вот они и пользуют Тарковского как им хочется, не рискуя нарваться.
Несмотря на все ухищрения, время берет свое. Суть вылезает наружу, несколько лет назад фестиваль умер. Собрание «искусствоведов» и представителей псевдоэлит упаковали Тарковского, заперев кинофестиваль в столь же гнусном и проститутошном Плесе, сделав его тусовочным мероприятием.
В этом году кинофестиваль опять вырвался на свободу. Венец всему – открытие кинофестиваля в Богом забытом Юрьевце, который Тарковскому был неинтересен, в котором Тарковский отказался снимать натуру для «Зеркала». Да еще какое открытие – под приторный музыкальный сироп в стиле Тани Булановой от звезды 80-х Вячеслава Бутусова.
Какие-то местные поделки, кинопередвижки, околокультурные тусовки. Провинциальный развод на хлебном мякише и бижутерии из пластмассы. Утешительный приз для купирования безысходной тоски от невозможности перебраться в Москву, когда хочется тусить не по-детски, а по-светски.
Да делайте, что хотите. Оставьте только Тарковского в покое, у вас нет на него прав. У вас нет права вовлекать имя Тарковского в орбиту своих развлечений. А ведь только Тарковский придает осмысленность вашим мероприятиям. Но попробуйте без него, ежегодных 10 миллионов рублей должно хватить. Хотя, без Тарковского их, наверное, не дадут.
Несопоставим масштаб Тарковского и того, что вы делаете, спекулируя его именем. Все причастные к Международному кинофестивалю имени Тарковского «Зеркало» либо глупцы, либо подлецы.