Ничто не спасет текстильный кластер Ивановской области. Узбекистан не будет ни о чем договариваться, ни на каком берегу. Он реализует свою стратегию, в которой Ивановской области отведена либо никакая, либо незначительная роль.
Врио губернатора Ивановской области Воскресенский с 6 по 8 августа находится с официальным визитом в Узбекистане. Реальные цели и задачи поездки не называются, скрываясь за ничего не значащей фразой «обсуждение перспектив взаимовыгодного сотрудничества».
Хотя, это визит именно делегации Ивановской области, следует также иметь в виду, что Воскресенский в апреле этого года был назначен сопредседателем рабочей группы Минпромторга РФ по реализации интеграционных проектов в текстильной отрасли с Узбекистаном (другой сопредседатель – замглавы Минпромторга Виктор Евтухов).
То, что происходит в последнее время в Узбекистане напрямую касается Ивановской области. Причем откровенно негативно.
Узбекистан – основной внешнеторговый партнер ивановских предприятий. За пять месяцев года узбекский импорт в область составил 75,5 млн долларов. Это даже больше, чем суммарный импорт таких стран, как Китай, Белоруссия, Турция, Италия, Туркменистан и Германия.
Разумеется, это сырье, а не товары, что было бы не критично. Готовая продукция нужна для удовлетворения спроса населения, по большому счету, на экономику это не влияет. А вот сырье – это обеспечение работой предприятий Ивановской области, со всеми вытекающими отсюда рисками и проблемами.
С учетом того, что текстильная отрасль составляет примерно четверть экономики региона, любые, даже самые незначительные изменения условий, на которые ни область, ни Россия в целом повлиять не могут, становятся весьма чувствительны.
Промышленность Ивановской области слабо диверсифицирована (не разнообразна). Финансов в регионе нет. Все больше доминирует малый бизнес в сфере торговли и услуг. Стратегически – это катастрофа для области. Собственно, она уже и случилась, никаких перспектив у региона нет. Но главное, что может быть еще уже.
В последние годы Узбекистан кардинально меняет структуру своей экономики. Никто не хочет быть сырьевым придатком. Задача Узбекистана – не просто увеличить количество переделов в промышленности, а полностью, во всех сферах отказаться от экспорта не только сырья, но даже полуфабрикатов.
Давайте будем честными. Текстильная и швейная отрасль – это наиболее примитивные виды промышленности. Нет науки, нет добавочной стоимости, нет высоких технологий, нет прибыли. Пример Юго-Восточной Азии показывает, что самое качественное производство текстильных изделий можно развернуть на пустом месте с любым местным персоналом (главное, чтобы он был).
Чем Узбекистан хуже? Рано или поздно (скорее рано) узбекская, а не ивановская промышленность будет шить постельное белье и выпускать перевязочные материалы и рабочую одежду. Причем, не исключено, что в том числе под ивановскими брендами. Узбекистан заберет даже российский гособоронзаказ на пошив форменной одежды. И мы ничего не сделаем: они нам просто хлопок и даже ткань не дадут.
В ходе визита в Узбекистан врио губернатора встретился с премьер-министром Абдуллой Ариповым. Воскресенский, говоря о новой стратегии развития легкой промышленности Узбекистана, заявил на встрече: «Это дает новые возможности для текстильных предприятий Ивановской области. Важно на берегу договориться о параметрах сотрудничества».
В переводе на понятный язык Воскресенский сказал, что катастрофа уже произошла, но мы просим наших узбекских друзей оставить нам хотя бы что-то. Этим что-то будет так называемый логистический хаб текстильной (узбекской) продукции.
Вопрос даже не в нашей текстильной и швейной отрасли, а в том, чтобы этот хаб разместился в Ивановской области. Что совсем не очевидно.
Вместе с Воскресенским в Узбекистан поехали и наши крупные текстильщики – спасать свои бизнесы. Они будут инвестировать в развитие легкой промышленности Узбекистана, перенося туда производство. То есть речь идет не о спасении Ивановской области (с ней-то все понятно), а о спасении бизнеса ивановских текстильных магнатов.
С другой стороны, может, оно и к лучшему. Этот текстильный кластер – как судьба, как вековое проклятие Ивановской области. Пусть Узбекистан теперь этим занимается. А у Ивановской области, наконец-то, появится хоть какая-нибудь другая перспектива. Впрочем, будущее Ивановской области мрачно и туманно. На данный момент оно просто отсутствует.