Основной индикатор возможной фальсификации результатов голосования – это соотношение числа тех, кто проголосовал на дому к числу тех, кто пришел на избирательные участки. В группе риска депутаты Сергей Мазалов, Владимир Гришин и Анатолий Буров.
Выборы в Ивановскую областную думу закончились невиданным результатом – «Единая Россия» проиграла оппозиции по единому округу. В новый состав регионального парламента от партии власти и от КПРФ проходит одинаковое количество депутатов – пять. Если же сравнивать с объединенной оппозицией, то счет для «ЕР» и вовсе разгромный: пять к восьми.
Однако партия власти добрала за счет одномандатников, победив здесь оппозицию десять к трем. Казалось бы, убедительная победа. Но не вполне. А в некоторых случаях победу можно и вовсе поставить под сомнение.
Почти во всех одномандатных округах победившие кандидаты от «Единой России» прошли на самой грани. Их победу нельзя назвать убедительной. Если же говорить о результатах объединенной оппозиции (КПРФ плюс ЛДПР или «Справедливая Россия»), то единороссы везде бы проиграли. Но объединенная оппозиция существует только арифметически, хотя, для «Единой России» это в любом случае тревожный сигнал.
За исключением трех округов, где победа кандидатов «ЕР», казалось бы, безоговорочная – за явным преимуществом. Это уже фактически депутаты новой Облдумы Анатолий Буров, Владимир Гришин и Василий Максимов.
Но как ни странно, именно с этими депутатами, в действительности, не все так однозначно. С Максимовым, правда, однозначно и просто. Господин Максимов – управляющий торгово-развлекательным комплексом «Ясень» в Иванове, который принадлежит Телману Ферояну. Сам Телман Амоевич в прошлом депутат Облдумы, но в силу определенных обстоятельств больше депутатом быть не хочет или не может, поэтому кооптирует в региональный парламент своего человека.
Судя по всему, Телман Фероян зачистил для Максимова избирательный округ, договорившись с КПРФ о ее кандидате. От КПРФ на округе шел депутат Кохомской городской думы, дружественный Телману Ферояну предприниматель Сафиев Вугар Али Оглы, который не очень активно вел избирательную кампанию.
Впрочем, главное – это надомники, люди, которые голосуют на дому. Предполагается, что выездное голосование с переносными урнами предназначено для инвалидов и больных, которым сложно выходить из дома – всегда или в день голосования. Реально, заявление в участковую избирательную комиссию может написать кто угодно, и должны придти с урной на дом.
Выездное, надомное голосование – это черная дыра российской избирательной системы, через которую уплывают голоса кандидатам от партии власти. Независимые или оппозиционные наблюдатели и члены избиркомов могут сопровождать группы с переносными урнами для контроля. Но таких групп в случае массового надомного голосования может быть очень много – и в каждую своего представителя не отправишь.
При этом в большей степени важна подготовительная работа. То есть, кто заранее напишет заявление в участковую комиссию, и по каким адресам поедут группы с переносными урнами. На подготовительном этапе местные власти все вопросы и решают.
По единому областному округу на выборах в Облдуму надомное голосование составило 14,4 процента от обычного голосования на избирательных участках. Это уже неоправданно много. Но что творится в одномандатных округах.
Прослеживается прямая зависимость: чем больше процент надомного голосования, тем больше голосов за «Единую Россию».
Если даже принять 14 процентов надомников за норму, то, судя по всему, все, что выше – это фальсификация в пользу кандидатов от партии власти.
Наиболее «выдающиеся» результаты в деле надомного голосования в округах, где победили единороссы Сергей Мазалов (25 процентов надомников от числа обычных голосующих), Владимир Гришин (28 процентов) и абсолютный лидер Анатолий Буров (35 процентов).
Бурову положено по статусу показывать отличные результаты, ведь он руководитель фракции «Единой России» в теперь уже прошлом составе Областной думы.
На некоторых избирательных участках округа Бурова действительно выдающиеся результаты надомного голосования. Например, УИК № 376 – 117 надомников на 100, проголосовавших на участке (то есть надомников даже больше, чем обычных избирателей, это как же местные власти и члены УИКа должны были расстараться!); УИК № 380 – 140 надомников против 77 обычных избирателей; УИК № 382 – 197 против 71. И тому подобное.
Всего на округе Бурова на участках проголосовали почти 16697 человек, а на дому 5986 человек – вполне достаточно, чтобы сделать результат.
В общем, результаты Мазалова, Максимова, Гришина и, особенно, Бурова можно поставить под сомнение. Пусть они работают депутатами, но пусть знают, что нам про них все понятно.