Аксакал ивановской советской и постсоветской политики и системы государственного управления о наболевшем – и не только женском.
Главный редактор журнала «Женщина в российском обществе» Ольга Хасбулатова (совмещает редакторство с должностью заместителя председателя правительства Ивановской области) в последнем номере издания опубликовала свою статью: «Технологии создания мифа о равноправии полов: советские практики».
Несмотря на то, что автор пишет в узком контексте женской, гендерной проблематики, технология создания мифов, описанная в статье, безусловно, является базовой в целом для мифологии советского и российского государства. Хотя, Ольга Хасбулатова и утверждает, что мифы – это пережиток советского прошлого, а современное российское государство это уже совсем другое дело.
Хасбулатова, в частности, пишет:
«Социалистический миф о равноправии полов оказался жизнеспособным в силу глубокой идеологической проработки, опоры на сложившиеся гендерные стереотипы и способности к эклектике.
Проведенный анализ показывает, что мифологизация массового сознания о равноправии полов осуществлялась сверху, образ жизни советских женщин был основан, по сути, на концепции полоролевого подхода. Утвержденный в официальной идеологии и массовом сознании миф о равноправии полов выполнял компенсаторскую функцию, позволял женщинам верить, что они равноправны, свободны и счастливы.
К ресурсам государственной власти, которые использовались для создания мифа о равноправии полов, целесообразно отнести ряд технологий. Это технологии партийной пропаганды, когда в упрощенной форме через все средства массовой информации постоянно повторяется идея о равноправной советской женщине: в выступлениях партийных лидеров, дискуссиях и статьях в женских журналах, партийной печати, в решениях партийных съездов и активов. Тон всех статей и выступлений был абсолютно парадный, фотографии изображали только счастливые лица. Создавался миф о государстве и Коммунистической партии как единственных защитниках и выразителях интересов женщин и мужчин.
Еще одной технологией можно назвать обращение власти к культурным нормам предшествующих поколений: веками складывающиеся представления о предназначении полов не могли исчезнуть сразу, общество по инерции продолжало считать ведение домашнего хозяйства обязанностью только женщин.
Для создания видимости благополучия при сравнении характеристик социального положения мужчин и женщин партийные комитеты прибегали к технологии лакировки действительности с помощью публикации благополучной гендерной статистики на основе полуправды.
Любому мифу нужны герои и антигерои, которые активно участвуют в конструировании реальности. В советском гендерном мифе таким героем было государство.
Очевидно, что в современной России общество постепенно избавляется от мифов о гендерном равенстве. Этому способствует государственная политика, в соответствии с которой органы государственного управления не скрывают, а открыто обсуждают препятствия для более полной реализации женщинами всего комплекса прав и свобод».