Кредиторы никак не достанут владельца телекомпании «Барс» и группы «Кранэкс» Юрия Токаева.
Арбитражный суд Ивановской области 18 октября 2019 года прекратил дело о банкротстве АО «ПСК» (бывшее название «Машиностроительная компания Кранэкс»). Среди кредиторов, требовавших введения процедуры банкротства были Федеральная налоговая служба и энергосбытовая компания «Гарант» (группа «Т Плюс»).
Оснований для банкротства «ПСК–Кранэкса» более чем достаточно – хватит не на один десяток компаний. Однако АО «ПСК» является субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, поэтому в отношении него действует особый порядок признания банкротом.
Признать «ПСК» банкротом возможно лишь после того, как будут исчерпаны все возможности погашения долгов путем взыскания в рамках исполнительного производства его имущества, не участвующего в производственной деятельности.
В отношении АО «ПСК» ведется сводное исполнительное производство, задолженность по которому по данным службы судебных приставов составляет 903 млн рублей.
Еще в июле 2017 года было арестовано имущество «ПСК» на сумму в 102 млн рублей. Оно до сих пор не реализовано. В сентябре 2019 года еще арестовано имущество (запчасти и компоненты машиностроительного производства) на сумму 33 млн рублей.
Также у АО «ПСК» имеется дебиторская задолженность ПАО МРСК Центра и Приволжья в сумме 133 млн рублей (решение по данному делу в пользу «ПСК» было принято в июле нынешнего года Верховным судом РФ, который полностью отменил принятое до этого решение Ивановского областного суда).
Кроме того, АО «ПСК» представило в суд перечень недвижимого имущества, не используемого в производственной деятельности, кадастровой стоимостью 476 млн рублей.
Таким образом, у «ПСК» имеется имущество на сумму примерно 744 млн рублей, которое можно продать, чтобы расплатиться с долгами. И эта сумма больше, чем сумма требований кредиторов, обратившихся в суд с заявлениями о банкротстве.
Следует учитывать, что стоимость имущества указана ориентировочно, сначала должна быть произведена оценка в соответствии с процедурой исполнительного производства. Затем все это еще нужно будет продать. То есть начало возможного банкротства «ПСК–Кранэкс» теряется где-то в далеком будущем.
К делу о банкротстве пытались подключить еще двух мощных игроков, имеющих к Юрию Токаеву и «Кранэксу» серьезные претензии по кредитам и государственным гарантиям – Сбербанк и правительство Ивановской области. Однако суд отказал в этом, поскольку соответствующие ходатайства не соответствовали действующим правилам.
Любопытно, что это уже не первый раз, когда «ПСК–Кранэкс» избегает банкротства. Во всех случаях компания действует на опережение, первой подавая в суд заявление о банкротстве, а потом по процедуре добиваясь признания невозможности банкротства. На этот раз первым заявителем было ООО «Центральное бухгалтерское управление» («ЦБУ»), которое принадлежит Юрию Токаеву.
За период неоднократных попыток банкротства, продолжавшихся в общей сложности несколько лет, «ПСК» вывело производство экскаваторов в другие компании, в названии которых присутствует слово «Кранэкс», оставив себе долги. Смена названия, очевидно, была произведена с той целью, чтобы освободить бренд «Кранэкс» от негативного влияния судебных тяжб и возможного банкротства.