Губернатор Воскресенский наконец-то определился со стратегией социально-экономического развития Ивановской области. Этого ждали от него два года.
В региональном правительстве разработан проект поправок в действующую «Стратегию социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года». Действие стратегии продляется до 2024 года включительно. Глобальный (количественный и качественный) характер изменений позволяет говорить о фактическом принятии новой стратегии развития Ивановской области.
Самое важное – это перспективы текстильной отрасли, ключевой для промышленности и в целом экономики региона. При этом важно понимать, что основу ивановского текстиля составляет хлопчатобумажная подотрасль. И на долю предприятий области приходится более 80 процентов выпуска хлопчатобумажных тканей в России.
В документе отмечено, как свершившийся факт, что Узбекистан реализует комплекс мер, направленных на развитие в стране более глубокой переработки хлопка и поставку тканей и готовой продукции. Дальше прямая цитата, ключевая мысль всей стратегии:
«В связи со сложившейся ситуацией хлопчатобумажное производство России в ближайшее время (если не предпринимать эффективные меры) столкнется с серьезной угрозой волны банкротств текстильных предприятий. В результате, большая часть сотрудников, занятых в отрасли, станут безработными, ткацкое оборудование (а многие предприятия недавно модернизировались с использованием государственной поддержки) и площади будут простаивать.
Примером такой политики уже стал предыдущий опыт по прядильному производству, когда Узбекистан, предлагая российскому рынку дешевую пряжу, фактически полностью заместил прядение в России.
Следующим этапом, когда Узбекистан перейдет к отделке тканей и пошиву готовых изделий, может стать закрытие отделочных и швейных фабрик в России, включая Ивановскую область, в результате хлопчатобумажная подотрасль перестанет существовать».
Также в стратегии перечислены системные проблемы, которые не позволят конкурировать с продукцией узбекских текстильных и швейных предприятий. Среди прочего отмечено, что для «полномасштабного переоборудования предприятий, ивановским текстильщикам необходимы колоссальные суммы, которые на предприятиях области отсутствуют».
Диагноз ивановской текстильной промышленности поставлен верный. Однако «лечение» фактически не прописано. Да и вряд ли оно возможно. Присутствует перечень мер поддержки, которые целиком зависят от федерального правительства и которые могли бы иметь смысл при сохранении статус-кво последних лет, то есть отсутствия фактора Узбекистана.
Также следует иметь в виду, что Россия сознательно вовлекает Узбекистан в сферу своего экономического влияния, фактически открывая внутренний рынок. То есть никаких заградительных пошлин для узбекской продукции не будет. Это стратегическое политическое решение, в соответствии с которым будет пожертвовано значительной частью российской текстильной и швейной промышленности в части изделий из хлопка.
В качестве перспективного развития текстильной отрасли стратегия предлагает развитие инновационного текстиля и льняного производства.