Ключевой несостоявшийся проект Ивановской области – комбинат синтетического волокна.
В связи с широко отмечаемым в Ивановской области пятилетним сроком губернатора Воскресенского (включая период исполняющего обязанности), важным представляется вспомнить несостоявшийся проект строительства комбината синтетического волокна, задуманный при губернаторе Мене и вышедший на финальную стадию при губернаторе Конькове.
Казалось, новому губернатору Воскресенскому оставалось лишь чуть-чуть напрячься – и проект бы состоялся. Однако не случилось. И это – не случилось – ключевое событие, возможно, всей истории Ивановской области последнего десятилетия и ее будущего.
О фиаско с комбинатом синтетического волокна не просто не любит говорить губернатор Воскресенский и члены ивановского правительства – это строжайшее табу, полный запрет на любое упоминание.
Для Ивановской области с ее текстильной моноотраслью комбинат синтетического волокна был лучом надежды, путеводной звездой, реальной возможностью совершить прорыв из этого тряпично-тканевого, а теперь еще и трикотажного рабства. Синтетическое или химическое волокно выводило Ивановскую область в число промышленных регионов, выпускающих востребованную, высокотехнологичную и эксклюзивную продукцию. Причем комбинат становился бы драйвером или катализатором создания новых, сопутствующих производств. По сути, речь шла о создании новой промышленности и экономики Ивановской области.
Это требовало напряжения административных сил всего руководства области, постановки вопроса строительства комбината в качестве единственной стратегической цели развития региона на уровне «пан или пропал».
Воскресенский, случайно попав в Ивановскую область, был вне контекста и процессов, которые здесь шли и, самое главное, будущего области, на которое ему наплевать. Он даже не помышлял надолго здесь застрять, и, соответственно, не собирался вкладываться в долгий и сложный проект.
К тому же, у Воскресенского стояла одна политическая задача, которая перебивала все (любые) социально-экономические задачи – это выдавливание из региона клана Михаила Меня. В таких условиях комбинат синтетического волокна, как детище двух предыдущих губернаторов, был обречен.
Таким образом, именно губернатор-технократ, казалось бы, заточенный на решение конкретных экономических проблем, стал самым политизированным субъектом в Ивановской области за многие годы. По сути, Воскресенский был и остается по отношению к Ивановской области, ее бизнесу и населению той самой компрадорской элитой, которая действует в интересах групп, находящихся за пределами региона и в личных интересах.
Всё местное для Воскресенского – это только инструмент для достижения целей, которые непосредственно не связаны с интересами области. Да, цели могут совпадать с интересами области, но могут и не совпадать – это не сверхзадача, этот случайность или конъюнктура.
Ивановская область находится в тяжелейшей ситуации, в первую очередь, с точки зрения перспектив. Текстильная отрасль убивает регион, лишая его всяких надежд на будущее. Отставание Ивановской области от Владимирской или Ярославской областей не в проценты и даже не десятки процентов, а в разы. Наведение какого-то там порядка губернатором-варягом в данной ситуации – это политическая чушь в парадигме полного наплевательства федеральной власти на судьбу региона. Здесь нужны кардинальные меры по созданию новых отраслей экономики с огромными по ивановским меркам – не частными, а государственными – инвестициями.
Добиваться этого может только человек, который не мыслит себя нигде, кроме как в Ивановской области на протяжении, как минимум, десяти-пятнадцати лет или всей жизни. И это точно не Воскресенский.