Антиконкурентный сговор департамента здравоохранения Ивановской области и крупнейших больниц

Арбитражный суд Ивановской области с 16 ноября 2022 года приступает к рассмотрению нескольких дел в рамках скандального процесса «УФАС и УФСБ против департамента здравоохранения и нескольких крупных больниц Ивановской области».

Департамент здравоохранения Ивановской области, ивановская городская больница № 7, ивановская городская больница № 8, Кинешемская центральная районная больница и Шуйская центральная районная больница пытаются через суд отменить решение управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ивановской области о признании их участниками «картеля» – антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на товарном рынке поставки цифровых палатных передвижных рентгеновских аппаратов на территории Ивановской области в 2020 году.

В декабре 2021 года УФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ивановской городской клинической больницы № 7 и ивановского ООО «Медитех». Номинальный учредитель и директор компании «Медитех» – врач-хирург Ивановской областной больницы Александр Метелев. В ходе расследования дело разрослось, его участниками стали департамент здравоохранения Ивановской области и больницы, перечисленные выше.

В мае 2022 года в УФАС поступили материалы из управления Федеральной службы безопасности (УФСБ) по Ивановской области, которые свидетельствуют о наличии в действиях департамента здравоохранения Ивановской области и ООО «Медитех», ОБУЗ «ГКБ № 7», ОБУЗ «Шуйская ЦРБ», ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», ОБУЗ «ГКБ № 8» признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно заключения департаментом с указанными хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения при покупке медицинского оборудования в четвертом квартале 2020 года. Материалы УФСБ были приобщены к материалам антимонопольного расследования УФАС.

Материалы УФСБ являются информацией ограниченного доступа, в связи с чем конкретные доказательства не приводятся в решении УФАС.

Представленные УФСБ России по Ивановской области документы свидетельствует о следующей схеме взаимодействия должностных лиц департамента здравоохранения, медицинских учреждений и ООО «Медитех» в рамках заключенного антиконкурентного соглашения. В ноябре 2020 года в медицинские учреждения поступили распоряжения от заместителя директора департамента о приобретении рентгеновских аппаратов за счет бюджетных средств. Далее контрактный управляющий ОБУЗ «ГКБ № 7» посредством телефонных переговоров с сотрудниками других больниц сообщила им алгоритм действий по приобретению рентгеновских аппаратов у ООО «Медитех». Далее созвонилась с представителем ООО «Медитех» и проинформировала его о том, что в ближайшее время за коммерческими предложениями для обоснования цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, с ним свяжутся представители больниц. После этого ООО «Медитех» должно направить им комплект из трех коммерческих предложений. К этому моменту общая договоренность между департаментом и ООО «Медитех» была достигнута в полном объеме, и необходимая работа по сбору коммерческих предложений уже была проведена. Контрактный управляющий ОБУЗ «ГКБ № 7» контролировала закупку больницами оборудования вплоть до заключения государственных контрактов с ООО «Медитех».

Что касается «коммерческих предложений». Следует пояснить, что они использовались для формального обоснования завышенной цены на закупаемые через «Медитех» рентгеновские аппараты. Однако УФАС установило, что коммерческие предложения являются фальсифицированными.

Рентгеновские аппараты были перепроданы в медицинские учреждения в 1,75 раза выше цены приобретения компанией «Медитех». Поставка рентгеновских аппаратов в рамках соблюдения законодательства о закупках от поставщика заказчику (конечному потребителю – медицинскому учреждению) была возможна существенно дешевле.

УФАС установило, что координирующую роль в антиконкурентном соглашении выполняла контрактный управляющий ОБУЗ «ГКБ № 7» Наталья Шухто. Ранее она была сотрудником компании «Медитех». Однако это тщательно скрывали. В частности директор «Медитеха» Метелев дважды скрыл этот факт от УФАС, включая случай в ходе опроса.

Также учредитель и руководитель «Медитеха» Метелев был хорошо лично знаком с членом правительства, директором департамента здравоохранения Ивановской области, бывшим главным врачом городской больницы № 7 Артуром Фокиным. Ранее они вместе работали в Областной больнице. Также ранее УФАС уже признавало «Медитех» и департамент здравоохранения Ивановской области участниками антиконкурентного сговора при закупке другого оборудования. Метелев и «Медитех» отделались тогда штрафом. Видимо, участники сочли это приемлемой ценой и продолжили.

В ходе антимонопольного расследования было установлено, что ООО «Медитех» не только не являлось производителем рентгеновских аппаратов, но и не осуществляло до этого поставку рентгеновского оборудования в медицинские учреждения, а также не имеет лицензии для монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования, являющегося источником ионизирующего излучения.

Также, ООО «Медитех» должно было осуществить доставку, разгрузку, сборку, установку, монтаж, ввод в эксплуатацию оборудования, обучение правилам эксплуатации и инструктаж специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование. Однако компания не выполнила ни одного из этих условий договора самостоятельно. Более того, и не могла осуществить работы по вводу в эксплуатацию оборудования и обучению специалистов заказчика.

Ни доставка оборудования в лечебные учреждения Ивановской области, ни пуско-наладочные работы, ни обучение не повлекли для ООО «Медитех» никаких финансовых затрат.

При этом УФАС установило, что в трех из четырех медицинских учреждениях рентгеновские аппараты не были поставлены надлежащим образом на учет по состоянию на 29 апреля 2022 года (даты ответа надзорного органа – управления Роспотребнадзора по Ивановской области). А, следовательно, не могут применяться для лечения пациентов в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. То есть аппараты не могли использоваться в период наибольшего распространения коронавируса, хотя, именно для этого и осуществлялась закупка из средств резервного фонда правительства Ивановской области.

Почему, все, кроме Фокина до сих пор на свободе? Риторический вопрос в рамках ложного понимаемого нашего гуманизма, когда российские правоохранители просто боятся что-либо делать с разного рода «светлоликими». Теперь еще месяцы, если не годы будут тянуть волынку в арбитражном суде.

Популярное
Вас заинтересует
Еще новости