29 марта 2024
Экономика и политика

По «Золотому кольцу» не прилетайте в Иваново

Детективная история.

30 марта 2015 года Арбитражный суд Ивановской области в пятый (в 5-й!) раз назначил очередной срок конкурсного производства в отношении ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» – Ивановский гражданский аэропорт.

Очевидно, что это замкнутый круг, из которого участники ищут (пока безуспешно) какой-то выход в ситуацию без уголовного дела, единственное препятствие к которому, судя по всему, бесконечная мыльная опера в арбитражном суде. Потому и идет откровенное затягивание процедуры.

История настолько удивительная, что непонятно, как это вообще стало возможным. То есть возможным – ладно, но как столько лет ситуацию удается держать в подвешенном состоянии – вот это уже просто какое-то волшебство.

Немного предыстории. Авиапредприятие «Золотое кольцо» губернатор Михаил Мень и московский мэр Юрий Лужков начали активно возрождать сразу, как только вошли в конце 2005 года в Ивановскую область. У Лужкова тогда было много денег, амбиций и бесконтрольной власти.

В 2006 году аэропорт был продан правительству Москвы за 580 миллионов рублей. Безусловно, отличная для Ивановской области сделка.

Москвичи здорово потратились на «Золотое кольцо». Общие затраты точно вряд ли кто назовет, но только на увеличение уставного капитала ОАО «АП «Золотое кольцо» из бюджета столицы в 2008 году было направлено 1,78 миллиарда рублей. На сегодняшний день уставный капитал предприятия составляет 2 миллиарда 5 миллионов 703 тысячи 152 рубля.

Когда Лужков ушел по собственному желанию, новый московский градоначальник Сергей Собянин вообще не мог понять, что с этим добром делать. Предприятие было внесено в программу приватизации имущества Москвы, но быстро оттуда исключено по причине полной бесперспективности продажи, а расходы по содержанию нужно нести. Например, ежегодные платежи в пользу Ивановской области за аренду земли в размере 400 тысяч рублей. Общая площадь всех участков, на которых расположены сам аэропорт и вспомогательные объекты, составляет 2 миллиона квадратных метров.

В конце концов, в 2011 году ОАО «АП «Золотое кольцо» было безвозмездно возвращено в собственность Ивановской области – передано от одного субъекта Федерации другому (это возможно в рамках межбюджетных отношений с разрешения федерального правительства).

Единственная неприятность – передано вместе с долгом перед департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Сумма долга к началу 2012 года вместе с пенями и штрафами составила 70 миллионов рублей.

Ну что такое долг в 70 миллионов для крупного предприятия, которое находится в собственности региона, которому власти придают особое, почти что сакральное, мистическое значение, и которое получает практически прямую бюджетную поддержку через дотации перевозчику? Да ничего! Это сущие копейки.

С таким долгом, да еще с намного большим можно жить и работать сколько угодно.

И тут начинается детектив. Да еще какой: старушке Агате такой и не приснился бы.

Небольшое отступление в историческое сегодня, дабы стало понятней, что к чему. Пока «Золотое кольцо» бесконечно и с непредсказуемой датой окончания срока банкротится, Ивановским гражданским аэропортом «Южный» управляет некое ООО «Центр Авиа». Ведет там полноценную хозяйственную деятельность, включая, кроме аэропортового обслуживания, еще и сдачу имущества (например, склады) в аренду.

Авиационное полотнище из ослабевших рук авиапредприятия с уставным капиталом в два миллиарда рублей с легкостью необыкновенной перехватило авиапредприятие с уставным капиталом в двадцать тысяч рублей! Кто же эти герои? Да все знакомые лица.

Можно резонно полагать, что истинный собственник и бенефициар «Центр Авиа» – семья бывшего ивановского губернатора, ныне министра Михаила Меня.

Учредителем ООО «Центр Авиа» выступает некто Валерий Владимирович Пак. Вместе с господином Финкельштейном они в Иванове являются учредителями таких предприятий, как «Авто-Трейд», «Строительное предприятие «Вознесенский Посад», «Иваново-Вознесенская инвестиционная компания», «Терра-Альянс» и авиационное предприятие «Терминал-Сервис» с тем же основным видом деятельности, что и у «Золотого кольца» и «Центр Авиа» – «управление аэропортами».

Ну а Финкельштейн Александр Владимирович – это директор нескольких московских компаний в сфере управления недвижимостью, собственником которых числится госпожа Налимова – супруга Михаила Меня.

Теперь главное – начало детектива, о котором многие бы хотели сегодня забыть или вернуться в прошлое и все переиграть.

21 июня 2012 года зампред областного правительства Александр Фомин (сегодня вице-губернатор) и начальник областного департамента управления имуществом Андрей Степанов (сегодня зампред администрации города Иванова, курирующий все те же вопросы имущества) провели совместную пресс-конференцию.

Они объявили, что аэропорт «Иваново» запускает процедуру финансового оздоровления предприятия. Фомин сообщил, что «накануне было подано соответствующее заявление в арбитражный суд».

Как сообщал тогда «Интерфакс»: «А. Фомин подчеркнул, что это делается для освобождения авиапредприятия от существующих денежных обязательств». Степанов тогда же сказал: «Наша задача – сохранение бизнеса и вывод его на рентабельность». Хорошие слова, они многое объясняют.

22 июня Арбитражный суд Ивановской области отклонил заявление ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» о признании его банкротом по причине нарушений, которые были допущены предприятием при подаче документов в суд.

Надо сказать, что решение о введении на авиапредприятии процедуры наблюдения было принято судом только спустя три месяца – 11 октября 2012 года. Но в тот момент произошло самое главное – был документально зафиксирован факт подачи в арбитражный суд заявления о банкротстве.

Теперь очень внимательно следим за руками.

Кредитор «Золотого кольца» – департамент транспорта города Москвы, которому аэропорт должен 70 миллионов рублей – ни сном, ни духом. Московская мэрия не собиралась банкротить предприятие и срочно требовать возврата долга. Задолженность зафиксирована, ее никто не оспаривал, самолеты летают, предприятие работает, да еще с такой поддержкой в лице губернских властей и лично губернатора Меня – ну, значит, отдадут когда-нибудь. Уж если Москва просто так вернула аэропорт, предварительно вложив в него не менее двух миллиардов рублей, то уж банкротить она его точно не собиралась.

С заявлением в суд обратилось само «Золотое кольцо».

За три месяца до этого, 5 апреля 2012 года ОАО «АП «Золотое кольцо» и Ивановский фонд поддержки малого предпринимательства заключили договор займа на сумму в 50 миллионов рублей. Почему, зачем, с какой стати Фонд поддержки малого предпринимательства дал кредит авиапредприятию? Сейчас сами все поймете.

Фонд не перечислил сразу всю сумму, было несколько траншей. Последний платеж на 7,4 миллиона рублей был произведен 18 июня 2012 года.

20 июня «Золотое кольцо» уже подает заявление в суд о своем банкротстве. А 21 июня уже пресс-конференция больших начальников. Так зачем было принимать деньги от Фонда? И даже это не самое интересное.

16 мая Фонд поддержки малого предпринимательства и ОАО «АП «Золотое кольцо» вдруг заключили дополнительное соглашение к договору займа, согласно которому Фонд имеет право досрочно потребовать возвращения кредита в случае (внимание) «подачи в арбитражный суд заявления о банкротстве».

20 июня «Золотое кольцо» само подает такое заявление. И хотя суд не принимает его (но это не имеет значения, так как факт подачи заявления был) 23 июня Фонд поддержки малого предпринимательства обращается к авиапредприятию с требованием о досрочном возврате кредита, хотя последний транш перечислил ему только пять дней назад.

И всё. Пусть Московская мэрия ничего не требует, да и шут с ней – у «Золотого кольца» в результате эффектной многоходовки на ровном месте внезапно образовался неожиданный долг вместе с законным требованием кредитора о его немедленном досрочном возврате.

Браво! Можно как угодно называть это, но очень похоже на искусственное банкротство авиапредприятия «Золотое кольцо», организованное руководством Ивановской области.

Это первая часть сделки века. Потому что сразу же у нас вырисовывается параллельная линия с грандиозным банкротством «Ивановского бройлера».

Там тоже были не критичные долги, потом каким-то образом к «спасению» предприятия подключился Фонд поддержки малого предпринимательства, каким-то образом, как пишет «1000инф», совладельцем «Ивановского бройлера» вдруг стала теща все того же господина Степанова. И, в конце концов, внешнее управление.

Очень похоже на то, что команда Меня использовала Фонд, как троянского коня, вводя его на предприятия, а тот уже изнутри гарантировал процедуры банкротства.

Вернемся к самолетам, курицы – потом. 11 октября 2012 года в отношении ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» судом введена процедура «наблюдения». 28 февраля 2013 года – сразу же, без всяких там внешних управлений – конкурсное производство. То есть распродажа имущества и ликвидация.

На момент решения суда о признании ОАО «АП «Золотое кольцо» банкротом в реестр   требований кредиторов были включены требования Ивановского фонда поддержки малого предпринимательства и департамента управления имуществом Ивановской области (господин Степанов). Но в этом реестре не было долга перед Московской мэрией, которым, как поводом воспользовались, чтобы просто подать заявление в арбитражный суд.

Москва очнулась только потом, когда предприятие уже признали банкротом, и вдогонку еле успела подать заявление, чтобы московский долг в 70 миллионов также включили в реестр требований кредиторов. Произошло это лишь 14 мая 2013 года.

С тех пор суд пять раз назначал новую дату окончательного банкротства. Теперь это 14 сентября 2015 года.

Судя по всему, никто не знает, как выходить из этой ситуации. У Михаила Меня, видимо, был какой-то план финальной сцены, а может и не было. С учетом того, как на первый взгляд красиво, а на самом деле топорно было организовано банкротство, меневская команда просто-напросто уверовала в свою полную безнаказанность и в то, что некоторые вещи можно делать без серьезного прикрытия.

Мень ушел, и ситуация в тупике. Никто не берет на себя ответственность, потому что просто так это завершить невозможно. Отсутствие решения суда – это ежедневно натягивающаяся струна, которая когда-то же лопнет. Непонятно, кстати, чем руководствуется судья Белова?

На протяжении последних полутора лет конкурсный управляющий ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» Александр Волжанин пытается опротестовать договор на проведение строительных работ между «Золотым кольцом» и неким ООО «РеспектСтрой». Якобы, смета завышена. Стоимость работ порядка 4 миллионов рублей по разным видам.

Запрашиваются экспертизы, проводятся экспертизы. Если даже смета завышена – сто тысяч рублей компания вернет банкроту? Но это, видите ли, не дает возможности конкурсному управляющему сформировать «конкурсную массу».

При этом состоялось более десятка заседаний суда по поводу этого строительного договора, которые все переносятся и откладываются по причине того, что кто-то не явился в суд. Причем, в большинстве случаев, сам инициатор, конкурсный управляющий. Почему судья ведется на это явное затягивание процесса, может, ее крайней и сделают? Очевидно, что два с половиной года для конкурсного производства, когда у вас в рукаве только никчемный копеечный контракт – это слишком много.

Кандидатура управляющего, кстати говоря, была еще в 2012 году предложена самим банкротом и инициатором банкротства, предприятием «Золотое кольцо».

Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем