Группе компаний «Квартал» не помогает дружба с губернатором. Видимо, власть в Ивановской области принадлежит кому-то другому.
16 июня 2015 года в Иванове были избиты руководители двух строительных компаний, работающих в дорожной отрасли.
Утром неизвестные напали на технического директора «Ивановского ДРСУ № 2», председателя общественного совета при департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрия Черемыкина. Угрозы жизни нет.
«Ивановское ДРСУ № 2» входит в группу компаний «Квартал». Основной собственник и «ДРСУ № 2», и всей группы – известный ивановский бизнесмен и строитель Тимофей Липатов. Его считают человеком близким нынешней областной власти. Группа компаний «Квартал» реализует один из крупнейших в регионе проектов строительства жилого массива недалеко от Уводьского водохранилища. Ради этого проекта власти даже специально приняли решение о включении земель Ивановского района в состав города Иванова.
Непосредственно «ДРСУ № 2» занимается дорожными работами. Вернее будет сказать, пытается, по крайней мере, бюджетные контракты компании сейчас не достаются. Почему? Ответ на этот вопрос, по всей видимости, может объяснить и причину нападения на Дмитрия Черемыкина.
Вечером того же дня, 16 июня был жестоко избит генеральный директор и владелец компании «Дорпромстрой» Роман Кривов. Его сильно избили бейсбольными битами. Он в коме, в Областной больнице. Его состояние не улучшается, есть реальная угроза для жизни.
Возбуждено уголовное дело. Оба события соединены в одно производство, единственная версия – профессиональная деятельность потерпевших.
Компании «ДРСУ № 2» и «Дорпромстрой», кроме того, что они работают в дорожной отрасли, связывает только одно – административная и судебная борьба с компанией известного ивановского юриста и бизнесмена, члена Общественной палаты Марка Геллера «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» (гендиректор Кирилл Шамин).
«Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» – это специализированная организация, которая занимается разработкой конкурсных документаций и проведением торгов с участием государственных и муниципальных заказчиков. Анализ контрактов, заключаемых при участии «Ивановского регионального агентства конкурсов и аукционов» показывает, что, как правило, к торгам допускается только один участник.
В сфере строительства, ремонта и эксплуатации дорог работает несколько крупных компаний, которые контролирует Телман Фероян, также в каждом городе и районе у местного главы есть своя, скажем так, аффилированная компания, которая получает львиную долю контрактов. И есть несколько компаний, которые получают свой небольшой кусок пирога. Весь рынок дорожной отрасли в Ивановской области превышает два миллиарда рублей в год.
Конкурентные условия на этом рынке становятся все хуже, выиграть контракт, условно независимому, поставщику становится все сложнее. Заказчики активно привлекают к организации торгов «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов».
В последние полгода в Ивановское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) поступило большое число жалоб на действия «Ивановского регионального агентства конкурсов и аукционов». Основные заявители это и есть «ДРСУ № 2» и «Дорпромстрой». Результаты аукционов отменяются, арбитражные суды подтверждают решения УФАС, контракты не заключаются.
Чтобы понимать, как составляется конкурсная документация, несколько цитат из решений УФАС, которые показывают, что у антимонопольщиков терпение тоже кончилось:
«Порядок оценки, предусмотренный спорной конкурсной документацией, нарушал главные принципы Закона о контрактной системе. Предусмотренный конкурсной документацией «тайный» экспертный метод не позволял потенциальным участникам оценить свои шансы на победу в указанной закупке, а также на беспристрастное рассмотрение и оценку заявок, поданных на участие в открытом конкурсе членами комиссии»
«…установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе»
«…требование от участника открытого конкурса дополнительных документов и информации, которые не предусмотрены Законом о контрактной системе № 44-ФЗ».
При этом «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» и заказчики избрали весьма интересную тактику. Отмененный аукцион или конкурс чуть не на следующий день просто-напросто объявляется под другим номером, зачастую, вообще без всяких изменений.
Например, 8 июня по требованию УФАС были аннулированы результаты конкурса на строительство дороги между проспектом Строителей и улицей генерала Хлебникова по улице Кудряшова (западная часть микрорайона «Московский»), который выиграло ООО «ДСУ-1». 2 июля должны быть подведены итоги нового конкурса. Принципиальных изменений нет, и победитель, по всей видимости, будет тот же.
Также, заказчики и «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» все чаще прибегают к замене аукциона на конкурс. Законодательство разрешает торги в форме открытого конкурса, но в исключительных случаях. Разница здесь принципиальная. Условия конкурса фактически произвольные. Например, можно установить, что максимальное количество баллов набирает участник с наибольшим опытом, то есть тот, который и получал долгие годы все контракты. Конкуренты могут хоть за свой счет обещать все сделать, но контракт не получат.
Именно такая ситуация произошла и по нескольким из выигранных жалоб «ДРСУ № 2» и «Дорпромстрой».
Весной УФАС отменило несколько аукционов на дорожные работы в Ивановском, Фурмановском и Приволжском районах. 9 июня объявлен уже не аукцион, а весьма редкий, объединенный конкурс: «Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог для нужд Фурмановского муниципального района, Ивановского муниципального района, Приволжского муниципального района» на 67 миллионов рублей. Объемы и виды работ такие же, как и у отмененных аукционов.
В качестве организатора совместной закупки выступает администрация Фурмановского района (господин Ключарев пошел в разнос) силами все того же «Ивановского регионального агентства конкурсов и аукционов» – только не ООО, а ОАО. Но владелец и директор все те же – Геллер и Шамин.
Итоги подведут 8 июля, «ДРСУ № 2» и «Дорпромстрой» выведены из игры бейсбольными битами, жаловаться в УФАС некому. Остальные намек, видимо, поняли.
Ситуация в сфере транспорта и дорожных подрядов в Ивановской области подошла к некой критической черте. Экономические интересы привели к покушению на убийство, а это уже совсем другая история.
Безнаказанность и цинизм в равной степени могут либо заморозить ситуацию, показав бессмысленность борьбы, либо разрушить эту порочную систему.