Условная торговая сеть использует ивановских губернатора и правительство в темную. Или не в темную?
Как и обещал, публикую сегодня результаты собственного мониторинга и анализа ситуации на розничном рынке продовольствия города Иванова. И весьма удачно, что накануне состоялось очередное заседание оперативного штаба при губернаторе Ивановской области по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка, которое традиционно провела зампредседателя правительства по экономике Светлана Давлетова.
Возможностей у меня несколько меньше, чем у областного департамента экономики, поэтому мониторил я одну товарную позицию, и даже не позицию, а баночку сметаны – 350 г, «Простоквашино», 25% жирности.
Исследование шло чуть более месяца, примерно 35–40 дней. Сметана – скоропортящийся товар пользующийся высоким спросом, за время мониторинга произошло не менее четырех так называемых «завозов» очередной его партии.
В течение периода мониторинга в городе, стране и мире не было событий, относящихся не только к форс-мажору, но и вообще к разряду шоковых или значимых, которые могли бы хоть каким-то образом повлиять на экономическую конъюнктуру и психологию (поведенческие факторы) производителей, продавцов и потребителей пищевой продукции.
При ознакомлении с данным материалом читателю следует держать в уме тот факт, что по данным статистики, именно в этом кризисном году, несмотря на резкое и значительное падение реальных доходов населения, столь же резко и значительно выросли доходы производителей и продавцов пищевой продукции. Причем не в абсолютных, а сопоставимых цифрах. Более того, в производстве продуктов питания почти до нуля, в рознице близко к тому – произошло снижение доли убыточных предприятий. Все это реально доказывает, что финансовое состояние предприятий розничной торговли пищевой продукцией стабильно улучшается. В полном соответствии с известной пословицей: «Кому война, а кому мать родна».
Для исследования были выбраны магазины двух торговых сетей: «Магнит» и «Как раз». У них практически одинаковый формат и примерно одинаковое количество торговых объектов.
Первое. Ценовая динамика по исследуемому товару отсутствовала в обеих торговых сетях в течение всего периода мониторинга.
Второе. Динамика цены исследователя и не интересовала (это сопутствующее наблюдение, не представляющее интереса). Важно сопоставление цен в торговых сетях.
В магазинах сети «Магнит» банка сметаны «Простоквашино», 350 г, 25% стоила (стоит) 76 рублей. В магазинах так называемой сети «Как раз» та же самая банка сметаны стоила (стоит) 94 рубля.
Разница в цене – 23,7 процента!
Да, система закупок в федеральных сетях («Магнит) и региональных отличается. Федеральные сети и федеральные поставщики обговаривают объемы и цены в головном офисе. С региональными сетями работают региональные менеджеры. Это, безусловно, определяет различия в отпускных ценах, но не до такой же степени.
И вот на совещании в правительстве (оперативный штаб) 23 июня некий господин Умнов весьма недвусмысленно дал понять, что в связи с ростом тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля, в ближайшее время следует ожидать роста цен в магазинах торговой сети «Как раз».
Сергея Валентиновича Умнова я назвал «неким господином» не из желания обидеть, а потому, что непонятно, кто он такой? У нас на ивановщине вообще любят всякого рода фейковые должности и предприятия. Чего уж говорить, если так и осталось неизвестным, кем был до своего назначения (кроме того, что он одноклассник губернатора) наш новый мэр Алексей Хохлов.
В правительстве Ивановской области, даже в официальных публикациях Умнова называют директором по развитию торговой сети «Как раз». В данном случае это все равно что назвать человека директором Космоса. Нет такого предприятия «Торговая сеть «Как раз», да и сама эта сеть, скорее, не существует.
В торговой сети «Магнит» все магазины – это одно юридическое лицо, от тайги до британских морей. В торговой сети «Как раз» – более сотни различных ООО, юридических лиц на территории только одного города. Сергей Умнов – директор более десятка из них, например: ООО «Магазин № 18», ООО «Магазин № 15» и так далее.
В действительности, в Иванове как бы существует крупное предприятие торговой сети «Как раз», формально же, юридически есть более сотни разных юридических лиц. Это называется оптимизация налогообложения.
Когда нужно заседать в правительстве, выстраивая отношения и формируя паблисити, то это торговая сеть. А когда нужно платить налоги или уходить от проверок, то это сотня субъектов малого предпринимательства (отсюда, кстати, и липовая ивановская статистика числа малых предприятий).
Де-факто, ни прокуратура, ни любой другой контролирующий орган не может проверить торговую сеть «Как раз» даже один раз в три года. Потому что нет такого предприятия. Нельзя с одной проверкой зайти в их несколько магазинов – это уже будет несколько проверок нескольких предприятий.
Даже «директор по развитию» торговой сети «Как раз» Сергей Умнов не связывает эту так называемую сеть в единое целое, поскольку в большинстве других магазинов директора другие. Связывает их только владелец – Сивенкова Елена Витовтасовна (в некоторых документах значится, как ВитАвтасовна, но это опечатка). Она ли реальный собственник или кто другой не так важно.
Важно, что торговая сеть «Как раз» – это понятие эфемерное. И от чьего имени говорят люди, которые представляются некими менеджерами некой сети «Как раз» вопрос не праздный.
По факту, мы имеем большую группу магазинов (пусть и с одним формальным владельцем), каждый из которых – вполне самостоятельный хозяйствующий и юридический субъект. В этих магазинах установлена несуразно высокая цена на отдельные группы товаров, по сравнению с другими магазинами. Можно предположить ценовой сговор и, соответственно, предмет расследования со стороны, как минимум, Федеральной антимонопольной службы.
По другому факту мы имеем освященную правительством Ивановской области подготовку общественного мнения к якобы обоснованному и оправданному скорому повышению цен на продукты питания. Слова эти произносит не очень понятно кого и чьи интересы представляющий человек, чей статус еще следовало бы прояснить. Поэтому получается, что как бы губернатор (оперативный штаб-то при нем), как-то так исподволь, на уровне подсознания агитирует за рост цен, за который никому ничего не будет.
С какой стати вообще в этом оперативном штабе присутствуют участники рынка, и их слова, по сути, звучат, как позиция правительства?!
У нас тут надысь распространяли околонаучные измышления про восприятие коррупции как мифа. Так вот этот самый оперативный штаб при губернаторе это и есть разновидность коррупции. Не знаю, может быть, фейковая торговая сеть поставляет бесплатные продукты ко двору чиновников?
В чем смысл этого оперативного штаба, этого мониторинга цен, вообще работы департамента экономики? Они не могут или не хотят предпринимать какие-то реальные меры – пусть. Но они хотя бы ситуацию могут анализировать и давать свою критическую оценку действиям субъектов розничного рынка продовольствия.
Это же запредельный цинизм – на фоне загибающейся промышленности оправдывать ценовую политику торговцев и производителей продовольствия, которые сегодня получают сверхприбыли.